Цифровые платформы все чаще рассматриваются компаниями и предприятиями как необходимое условие цифровой трансформации, результатом которой может быть не только изменение бизнес-процессов, включая технологии предоставления услуг и ожидания клиентов, но и изменение модели коммуникаций между всеми участниками совместной деятельности. Современная цифровая платформа должна обеспечивать получение, хранение и верификацию информации о потребностях и пожеланиях клиентов, расширить возможности анализа данных, а также предоставлять возможность принятия решений в режиме реального времени на основе данных, полученных, в частности, с помощью технологий искусственного интеллекта [1]. Новая модель коммуникаций в бизнес-процессах означает:
- изменение взаимодействия сотрудников друг с другом: меняются их роли в создании цифрового интеллекта компании, модель общения и сотрудничества на всех уровнях компании, включая проектирование, производство и эксплуатацию, приходит понимание коллективной ценности общих идей и знаний для формирования и достижения целей компании;
- переход на новый уровень взаимодействия сотрудников и потребителей: создается сквозная линия коммуникаций на разных уровнях жизненного цикла разработки изделия и происходит персонализация общения с заказчиком;
- обновление модели коммуникаций между потребителями: создаются площадки для взаимодействия клиентов между собой с привлечением сотрудников компании.
Проблемы и задачи
Из всех технологических процессов выпуска нового продукта на рынок одними из самых сложных являются проектирование и изготовление. Для реализации высокотехнологичного решения в рамках коллективной разработки и производства обычно привлекаются сторонние контрагенты, взаимодействие с которыми постоянно усложняется, требуя специальных инструментов управления.
Существующие сегодня системы SRM, PDM и ERP в основном предоставляют инструменты для решения задач в рамках конкретной предметной области, тогда как вопросы поддержки сквозного процесса взаимодействия работы контрагентов, работающих в разных областях, решаются либо в рамках долгих и дорогостоящих процессов интеграции приложений, либо не рассматриваются вовсе. Для крупных разработчиков, взаимодействующих с большим количеством поставщиков, проблемы управления, единого планирования и построения процессов совместной работы становятся буквально жизненно важными. Решением могут стать специализированные приложения, такие как Портал поставщика, реализованный на базе цифровой платформы Kamotive.
Цифровая платформа Kamotive для промышленных предприятий предназначена для совместной разработки высокотехнологичной продукции, используя единое безопасное пространство. Функционал цифровой платформы дает возможность управлять коллективной работой головного разработчика и подрядчиков с поставщиками. Благодаря единому сквозному бизнес-процессу обмена цифровыми данными платформа Kamotive позволяет планировать и контролировать распределенные проекты и их части. Результаты деятельности всех участников процесса совместной разработки сводятся в единую систему, и на всех уровнях планирования организуется целостный проектный подход к управлению.
Портал поставщика
Портал поставщика обеспечивает взаимодействие головной компании и поставщиков при совместной разработке высокотехнологичных изделий. Такое взаимодействие возможно за счет бесшовной интеграции процессов из разных систем автоматизации.
Решение представляет собой облачное веб-приложение с минимальными требованиями к рабочему месту, работающее по модели SaaS. Функционал Портала обеспечивает интеграцию с системами SRM, PDM, ERP в рамках процессов «Соразработка», «Поставка» и «Управление изменениями» (рис. 1).
Рис. 1. Функционал Портала поставщика |
Портал поставщика позволяет контролировать директивный процесс обмена данными между различными контрагентами, управлять разграничениями доступа и поддерживать планирование работ по любым активностям.
Контроль обмена данными
Портал поддерживает формальные и неформальные процессы обмена данными.
Формальный процесс — это акт передачи данных через отдельный бизнес-объект в рамках процессов «Соразработка», «Поставка» и «Управление изменениями» (рис. 2). Статусная модель объекта отражает его жизненный цикл и отвечает за контроль данного процесса. Формальный процесс может быть персонализирован под потребности каждого предприятия и зафиксирован в виде шаблонов настроек. В рамках процесса фиксируются данные, история принятых решений и статус передачи.
Рис. 2. Процесс обмена данными в рамках Портала поставщика |
Неформальный процесс — это предоставление контрагенту временного доступа к данным для предварительного обсуждения и внесения корректировок. Данный процесс реализуется за счет разграничения доступа и системы комментирования, отслеживающей версию объекта.
Процесс обмена данными может включать в себя работу с различными типами объектов, связанных в единую цепочку. Портал обеспечивает согласование данных внутри платформы без необходимости выгрузки файлов на локальный компьютер, что исключает возможность изменения уже согласованных данных.
Инструменты разграничения доступа
Поскольку Портал поставщика ориентирован в первую очередь на совместную работу, то особое значение приобретают вопросы разграничения доступа. Для того чтобы обезопасить информацию и исключить утечки, доступ пользователя в систему изначально ограничен. Инструменты разграничения доступа работают в комбинации друг с другом, и только после настройки всех инструментов пользователь получает доступ к контенту (рис. 3).
Рис. 3. Инструменты разграничения доступа |
Инструменты разграничения доступа включают:
- пользовательские роли: определяют уровень доступности данных пользователю, исходя из должности или роли пользователя в совместных процессах;
- пространства: содержат контент, разделенный на части; для получения доступа к контенту пользователь должен иметь роль в пространстве, в ином случае он не увидит контента;
- проекты: разграничивают доступ к контенту на основе принадлежности к проекту.
Пользователь может получить доступ к определенному контенту, только настроив свои права во всех трех разделах, причем для начала процессов взаимодействия с другими контрагентами между ними должен быть заключен Договор, который является инструментом разграничения доступа, определяющим промежуток времени, в рамках которого контрагенты могут вести совместную работу. Именно в контексте договора назначается доступ пользователям к пользовательским ролям, пространствам и проектам другой организации.
Инструменты планирования
Портал поставщика позволяет вести планирование с использованием функционала: управление структурой работ; ведение диаграмм Ганта; сопоставление плановых и фактических работ; списание затраченного времени на работы; контроль статуса выполнения плана/работы.
***
Современные цифровые платформы позволяют компаниям повысить производительность труда, однако не исчезнут и традиционные конвейерные бизнес-модели. Повсеместное распространение получат смешанные структуры, сочетающие в себе признаки как платформных, так и конвейерных моделей. Дополнительным толчком к развитию цифровых платформ станет развитие мобильных и сетевых технологий, Интернета вещей, блокчейна и т. п., создающих условия для скоростного взаимодействия людей, устройств, систем и датчиков и, соответственно, для появления новых способов создания ценностей [2]. Благодаря цифровым платформам предприятия, создающие высокотехнологичные изделия, имеют возможность проводить моделирование и расчеты, а также вносить изменения в проекты еще на ранней стадии работ, внутри цифровой среды.
Литература
1. Цифровые платформы. Методологии. Применение в бизнесе. Коллективная монография / Под общ. ред. Славина Б. Б., Зараменских Е. П., Механджиева Н. — М.: Прометей, 2019. — 228 с.
2. Осипов Ю. М., Юдина Т. Н., Гелисханов И. З. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва. Экономические стратегии, 2018.
Никита Зайцев (ZaytsevNV@kamaz.ru) — главный бизнес-аналитик проекта Kamotive, «Инновационный центр «КАМАЗ» (Москва).