Корпоративные автоматизированные информационные системы и поддерживающая их ИТ-инфраструктура являются важнейшими компонентами, определяющими эффективность деятельности государственных учреждений и крупных коммерческих компаний. В нашей стране это территориально распределенные организации, чьи подразделения расположены в различных регионах Российской Федерации.
Сергей Архипенков, директор департамента комплексных архитектурных решений, RedSys |
В ИТ-системах российских организаций происходили и происходят изменения, обусловленные требованиями регуляторов и бизнеса, реализацией новых программ и проектов, модернизацией программных и аппаратных систем. В результате эволюции корпоративных ИТ-систем исторически сформировался весьма неоднородный гетерогенный ИТ-ландшафт на базе платформ, приложений и технологий различных производителей, а также самостоятельно разработанных решений.
Информационные системы, составившие такой ландшафт, рассчитаны на одновременную поддержку многих тысяч пользователей. Их структура, отражающая административное устройство внедряющих организаций, иерархична и имеет много звеньев. Эти системы призваны работать в тесном взаимодействии с подобными системами многих других предприятий, коммерческих организаций и государственных учреждений, должны очень производительно обрабатывать транзакции и быть способными хранить огромные объемы данных.
Автоматизация на основе корпоративных информационных систем начиналась в середине 90-х с отдельных наиболее важных процессов, осуществлялась без концептуального проектирования и носила «островной характер». Значительная часть используемых сегодня автоматизированных систем базировалась на доступных в то время информационных технологиях, аппаратном и программном обеспечении и телекоммуникационных средствах. Поэтому подобные системы содержат многие унаследованные решения.
К примеру, многочисленные слабо интегрированные программно-аппаратные комплексы, которые созданы в основном на базе монолитной или клиент-серверной архитектуры и дублируют в ряде случаев отдельные функции друг друга. Такая архитектура вынуждает пользователей одновременно работать с несколькими приложениями, требует ручного переноса данных между различными системами, затрудняет и замедляет актуализацию процессов и приложений.
Для подобных систем характерна также концепция «одна подсистема – один сервер», значительно снижающая эффективность использования вычислительных ресурсов, существенно увеличивающая загрузку сетевой инфраструктуры, заметно повышающая капитальные и операционные ИТ-затраты предприятий.
Кроме того, уникальность традиционных корпоративных информационных систем обусловливает значительные трудозатраты на их разработку и дальнейшую эксплуатацию. А разнообразие поддерживающих такие системы программно-аппаратных средств, большое число подрядных организаций, осуществляющих сопровождение, отсутствие единых технологических стандартов и регламентов и ряд других факторов приводят к серьезным организационным и финансовым проблемам при внедрении новых решений и модернизации эксплуатируемых программно-аппаратных комплексов.
Модернизация существующих и создание новых корпоративных информационных систем совершенно необходимы в условиях взрывообразного роста данных и вывода на рынок новейших ИТ-решений. Согласно статистике IDC, объем данных ежегодно увеличивается почти на 60%, а ИТ-индустрия переходит к решениям «третьей платформы». Чтобы использовать современные технологические достижения для развития автоматизированных информационных систем на российских предприятиях, нужны не только новые программно-аппаратные решения, но и новые концептуальные подходы к их созданию и внедрению.
Комплексный подход к автоматизации деятельности крупных организаций
Специалистами отраслевого системного интегратора RedSys разработана инновационная концепция создания корпоративных автоматизированных информационных систем, которая наиболее полно охватывает все вопросы и этапы их построения, эксплуатации и развития.
Комплексный подход, предложенный специалистами RedSys, основан на концепции «системы систем», охватывающей все компоненты, без которых невозможно создание и развитие систем корпоративной автоматизации.
В состав таких компонентов входят прикладные решения, поддерживающие их информационные, телекоммуникационные, сетевые и инженерные инфраструктуры, организационное обеспечение, осуществляющее в том числе интеграцию с внешними системами и объектами, мониторинг функционирования, взаимодействие с клиентами и административным персоналом. В рамках комплексного подхода происходит взаимодействие представителей заказчика и исполнителей, совместно реализующих программу автоматизации, которая включает сотни взаимосвязанных ИТ-проектов.
Чтобы учитывать динамику развития системы автоматизации на всех фазах жизненного цикла, предлагается использовать методологию гибкого, итеративного и инкрементального ее построения.
Такая методология подразумевает циклическое повторение этапов анализа, проектирования, разработки и внедрения, каждый из которых обеспечивает развитие функциональности уже введенных в эксплуатацию систем на основе запросов пользователей, требований регуляторов, изменяющихся условий геополитической среды и других факторов. Длительность каждого цикла модернизации зависит от сложности решаемых задач и варьируется от одного до нескольких месяцев.
Построение автоматизированных информационных систем на основе методологии, разработанной в RedSys, осуществляется в соответствии с требованиями российских стандартов.
Техническое задание на создание автоматизированной информационной системы разрабатывается согласно положениям ГОСТ 34.602-89 и максимально учитывает неформальные факторы, в значительной степени определяющие архитектуру системы.
Проектирование архитектуры ведется в рамках разработки технического проекта и отвечает требованиям ГОСТ 34.201-89 и руководящего документа РД 50-34.698-90.
Итеративная инкрементальная разработка начинается одновременно с подготовкой технического проекта. На каждой итерации уточняются функциональные требования в виде сценариев использования в отдельных проектных решениях по ГОСТ 34.003-90. Эти решения по мере готовности утверждаются заказчиком и оформляются как приложения к техпроекту.
Как это работает
Практическая методология, разработанная в RedSys, обеспечивает доступ отечественных организаций к цифровой трансформации их деятельности, способной кардинально повысить эффективность и производительность на основе тесной взаимосвязи операционных процессов и информационных технологий, включающих облачные вычисления, ПО с открытым кодом, Большие Данные, мобильные решения, социальные сети и Интернет вещей.
Ее применение позволяет территориально распределенным государственным и коммерческим предприятиям сформировать единое информационное пространство, обеспечивающее выполнение операций и доступ к информационным ресурсам в режиме реального времени. Гибкая масштабируемая ИТ-инфраструктура, созданная на основе концепции RedSys с применением единых стандартов, регламентов и инструментов, способна осуществлять быструю интеграцию существующих и создание новых информационных систем, обеспечивая сегодняшние и будущие потребности российских организаций. Одним из важнейших свойств такой инфраструктуры являются экономичность и невысокая суммарная стоимость владения автоматизированной информационной системой.
Методология RedSys, обеспечивающая создание, развитие и сопровождение автоматизированных информационных систем нового поколения, уже внедряется в ряде крупных организаций, в том числе в Пенсионном фонде Российской Федерации и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.