На сегодняшний день рынок ИТ-сервисов России динамично развивается, несмотря на то что, по данным Gartner, составляет всего 0,5% мирового рынка. Многие эксперты говорят о его стабильном росте и перспективах, которые откроются перед компаниями и потребителями. Группа экспертов компании ICL Services ежегодно оценивает российский рынок ИТ-услуг. Изучив отчеты ведущих исследовательских компаний, а также накопленный опыт, мы подготовили информацию, которой решили поделиться с вами.
Объем рынка, перспективы роста.
В исследовании Gartner в октябре 2018 года мы наблюдаем рост объема мирового ИТ-рынка: 2017 год – 3,53 трлн долл., 2018-й — 3,69 трлн долл., прогноз на 2019 год — 3,81 трлн долл.
В свою очередь в IDC (International Data Corporation) прогнозируют, что с учетом новых технологий мировой объем продаж информационных и телекоммуникационных технологических продуктов и услуг в 2021 году превысит 5,6 трлн долл. В целом же инвестиции в технологии «третьей платформы» (облачные и мобильные технологии, обработку больших объемов данных и аналитику, а также в социальные технологии) составят более 70% мирового рынка ИКТ.
По результатам исследования Forrester мировой рынок ИТ в целом в 2018 году будет расти на 6% из-за ослабления доллара США, а затем замедлится до 4,6% в 2019 году. Снижение они объясняют рядом факторов риска в США, Европе и Китае -смешанные последствия нового налогового законодательства США, потенциал для разрушительного Brexit и постоянные опасения по поводу высоких долговых нагрузок в Китае.
Что же происходит на российском рынке ИТ? На основании роста ИТ-рынка в 2017 году эксперты IDC в своем исследовании IDC Russia IT Services Market 2018-2022 Forecast and 2017 Analysis пророчили рост и в 2018 году, но с замедлением темпа. Оправдался ли прогноз? По словам вице-президента компании IDC в России и СНГ Роберта Фариша, в целом прошлогодний прогноз оказался весьма точным по итогам 2018 года: «То, что рынок вырос больше, чем мы прогнозировали, объясняется тем, что в раздел корпоративной инфраструктуры были включены облачные услуги». Также он подкрепил эти результаты, ссылаясь на рост ВВП: «ИТ-рынок реагирует на рост ВВП, причем растет быстрее. Так, сегменты ПО и ИТ-услуг увеличились вдвое по сравнению с ВВП». Итак, на основе исследования делаем вывод: в 2017 году объем ИТ-рынка России составил 21,8 млрд долл., в 2018-м — 22,6 млрд долл., прогноз на 2019 год – продолжение роста.
Этот прогноз подтверждается данными компании PAC (Pierre Audoin Consultants), согласно исследованию «Russia — IT Market 2016-2022: Market Figures — Software & IT Services» от 17 июля 2018 года. Из исследования мы видим следующие цифры.
Что касается сегмента ИТ-услуг, то, по данным Gartner, он является вторым по величине среди прочих сегментов ИТ-рынка России. В своем исследовании IDC также указывает на рост показателей рынка ИТ-услуг России: 2017 год — 5,1 млрд долл., 2018-й — 5,4 млрд долл. PAC подтверждает увеличение объема сегмента ИТ-услуг в абсолютном значении, но при этом указывает на снижение темпов роста в целом.
Отраслевая структура рынка ИТ-услуг России
Среди ключевых отраслей — лидеров потребителей ИТ-услуг в России PAC выделяет производство — 25,1%, госсектор – 21,4% и банковскую сферу — 20,9%. По прогнозам экспертов, такая тенденция сохранится вплоть до 2022 года.
При этом аналитики PAC отмечают, что в отрасли промышленного производства следует ожидать замедления темпов роста ИТ-услуг к 2022 году (см. график).
Эксперты подчеркивают, что базовые ИТ-услуги в промышленном производстве в России будут замещаться использованием трендовых информационных технологий: роботизацией, аддитивным производством (3D-печать), Промышленным интернетом IIoT (Industrial Internet of Things), дополненной виртуальной реальностью AR/VR (Augmented Reality/Virtual Reality), решениями искусственного интеллекта AI (Artificial Intelligence) и машинного обучения (Machine Learning).
В аналитике по государственному сектору данные PAC опираются на государственную программу цифровой экономики России и проекта развития ИТ-отрасли на 2019-2025 годы. Определяющими трендами развития ИТ-услуг в данном отраслевом домене обозначены импортозамещение программных продуктов для ОПК, госструктур и стратегически значимых предприятий.
Госкомпаниям предписано перейти на российский софт к 2021 году (более половины продуктов отрасли должны быть российскими). Стратегия предлагает учитывать «особый сценарий» развития информационных технологий в России, при котором долговременное обострение международной обстановки вынуждает ограничивать доступ к импортным продуктам.
Для банковской сферы аналитики также предписывают снижение темпов роста рынка ИТ-услуг с замещением трендовыми технологиями.
Наиболее заметные тренды развития ИТ-услуг в банках в 2019-2022 годах связаны с платформатизацией, технологией блокчейна, трансформацией офисов обслуживания и развитием дистанционных каналов предоставления услуг. Одним из новых трендов является развитие систем идентификации. Этот тренд является следствием перехода банков к «цифровому офису» в работе с клиентами. Кроме того, большой интерес рынка заметен к решениям, которые позволяют заменить рутинные массовые операции, выполняемые людьми, автоматизированными и внедрять технологии RPA (Robotic process automation).
Логистика
В логистике все большее распространение получает «уберизация» last-mile: отслеживание местонахождение курьера онлайн или изменение в процессе перемещения товара места и времени доставки. Но при этом транспортная логистика консервативна: ручная маршрутизация с помощью карт, поиск и координация водителей и курьеров по телефону — все это еще реальность в 2018 году. Замедлению может способствовать еще одна черта большинства российских компаний в области логистики — низкая адаптивность к цифровой трансформации.
Ретейл
Тенденция к снижению, скорее всего, обусловлена тем, что ретейл, как известно, является отраслью, успех которой часто определяется предпочтениями покупателей. В России же складывается неблагоприятная экономическая обстановка, влияющая на платежеспособность клиентов. Из этого выходит, что компании сохраняют и экономят бюджеты, сокращая затраты на базовые услуги ИТ. Тем не менее цифровизация активно проникает в первую очередь в ретейл, где сейчас наблюдается настоящая цифровая гонка — конкуренция по поиску и внедрению наиболее продвинутых трендовых решений. Ее результаты мы увидим уже через год-полтора, когда будут известны показатели финансов и конкурентоспособности наиболее активных игроков.
Ключевые услуги ИТ-рынка
IDC сообщает, что быстрее всего растет сегмент хостинга, обслуживания и администрирования ПО. Растет доля облачной модели в использовании приложений.
Разработка ПО на заказ становится более популярной в связи с развитием мобильных технологий, систем аналитики, Интернета вещей и искусственного интеллекта. Эти же факторы повышают спрос на услуги по обеспечению информационной безопасности, отмечает IDC.
PAC прогнозирует небольшое снижение спроса к 2022 году на услуги по программному обеспечению для инфраструктуры и на прикладные программные продукты. В то же время прогнозируется рост сервисов к 2022 году — облачные вычисления и услуги, услуги по ИТ-инфраструктуре, услуги в области приложений и аутсорсинг.
Выводы
Таким образом, эксперты говорят о позитивном, хотя и медленном росте. Есть факторы, которые замедляют развитие ИТ-сервисов и ограничивают деятельность ИТ-компаний в России, такие как: нестабильная политическая и экономическая ситуация в мире; сокращение в компаниях клиентской базы и увеличение затрат на рабочую силу; активная миграция рабочей силы в ИТ, экономическая нестабильность на рынке, заставляющие компании сохранять бюджеты и экономить; в большинстве компаний существующая инфраструктура уже не подходит для внедрения новых технологий.
Своим мнением относительно перспектив рынка ИТ-услуг делится Лилия Алеева, заместитель руководителя коммерческой службы ICL Services: «Мы видим, что спрос на базовые ИТ-услуги, такие как техническое обслуживание и ремонт ИТ-оборудования, услуги по разработке ПО, поддержка рабочих мест, сопровождение и поддержка приложений, постепенно замещается потребностью в более интеллектуальных системах управления ими и их реализации с применением цифровых решений. Базовые услуги активно обрастают автоматизацией. Также налицо стремление рынка примерить на себя трендовые решения, такие как Big Data, RPA, IoT, решения искусственного интеллекта AI (Artificial Intelligence) и машинного обучения (Machine Learning). Но у этого стремления есть естественные ограничения, которые могут затормозить процесс. Во-первых, это количество, квалификация и доступность специалистов в области новых технологий, способных реализовать эти изменения. Во-вторых – собственная адаптивность и уровень готовности компаний разных отраслей к этим изменениям, которые могут затронуть большие пласты корпоративного управления и зон ответственности».
Очевидно, что в ближайшие годы российский рынок ИТ-услуг ждут значимые изменения. В этих условиях каждому участнику рынка как никогда важно быть внимательным к трендам, работать над своей адаптивностью и гибкостью по по отношению к внешним и внутренним конкурентным вызовам. При этом самое главное – сохранить фокус на качестве услуг и потребностях клиента.