В последние годы я часто испытываю чувство дискомфорта оттого, что редко удается сыграть в шахматы. Даже шахматную периодику случается читать нечасто, разве что посмотреть ежемесячник «64» или решить задачу в милой миниатюре В. Нейштадта в «Известиях», и то далеко не каждую неделю. Разумеется, про ежедневную шахматную жизнь в Интернете мне известно, но уж очень она специфична, хотя и близка по стилю внутреннему диалогу игрока, который тот вынужден вести, обдумывая ходы: «Если я пойду Кf6, то у него несколько ответов. Какой же он выберет?» При этом, когда ваш противник виртуальный, а на ПК установлена программа анализа партии, то она выведет на экран монитора варианты с их оценкой. Шахматных сайтов достаточно много, и они призваны разнообразить жизнь любителей этой интеллектуальной игры. Но в последнее время большинство из них действуют по правилам электронной торговли и лишь отдаленно напоминают шахматные клубы, существовавшие прежде. Посидим один вечер за ПК и познакомимся с новациями этой виртуальной реальности. Зайдем на «огонек» по адресу www.kasparovchess.com, где нас ожидают, если верить меню, следующие развлечения: посещение игровой зоны, глобальные новости, журнал, клуб чемпионов, лекции по шахматам в университете при сайте, календарь событий и торговая галерея. Как во всяком подобном сообществе, оказываемые услуги в полном объеме доступны лишь его членам. Предлагаю вопросы вступления в данное заведение оставить на другой раз, тем более это касается традиций, а их можно обсудить отдельно. Посетим лишь один раздел глобальных новостей и обратим внимание на матч гроссмейстера Ильи Смирина с шахматными программами Deep Junior, Tiger, Deep Shredder и Hiarcs 8, который проходил во второй половине апреля. На момент посещения уже состоялись шесть из восьми партий, и лишь у программы Deep Shredder Смирин выиграл микроматч со счетом 1,5 на 0,5 очка, в остальных же сохраняется равновесие — противники набрали по 0,5 очка. Что же представляют собой соперники международного гроссмейстера? Две программы — чемпионы мира (Deep Junior 7 — для двухпроцессорных компьютеров, Deep Shredder 6.02 — для однопроцессорных), третья (Chess Tiger) набрала выдающийся рейтинг в гроссмейстерском турнире — 2788 пунктов, а Hiarcs 8 слывет одним из сильнейших позиционных игроков. Тогда как у Смирина рейтинг ФИДЕ — 2702, но не следует забывать, что он — гроссмейстер.
Как же был организован матч? По правилам клуба гроссмейстер и компьютер с программой находятся в соседних комнатах, а общение осуществляется через Интернет. В качестве оператора в рассматриваемой партии выступал Шей Бушинский — один из разработчиков Deep Junior. Программы «играли» под управлением своих авторов и на разных аппаратных платформах: Junior и Shredder — на компьютерах с двумя 1-ГГц процессорами компании Intel с оперативной памятью в 750 Мбайт, а Hiarcs и Tiger — на одном 2,2-ГГц Pentium 4. Положение на доске через Интернет должно быть доступно и зрителям в игровой зоне. Но именно это стало уязвимым местом, причем не только в данной партии. Устроители при этом грешили на Интернет-провайдера. Но чем объяснить то, что и в другой партии, с программой Hiarcs, зрители увидели ее лишь через 15 ходов, так как игровой файл был обновлен только к этому моменту. В партии с Deep Junior гроссмейстер трижды терял связь с программой, а в финальной позиции оператор десять минут не мог получить его 66-й ход, причем за это время упал флажок у Смирина. После чего Бушинский прервал партию, но по обоюдному согласию ее было решено переиграть. Тем не менее поучительно все это проанализировать, так как на 64-м ходу программа «не увидела» выигрывающего варианта.
Deep Junior — И. Смирин
1. е4 е5, 2. Кf3 Кс6, 3. d4 ed, 4. Сс4 Кf6,5. 0—0 К:e4, 6. Ле1 d5, 7. С:d5 Ф:d5, 8. Кс3 Фh5, 9. К:е4 Се6, 10. Сg5 Cd6, 11. с4 0—0, 12. с5 Се5, 13. К:е5 Фd1, 14. Л:аd1 К:е5, 15. Л:d4 Кс6, 16. Ла4 Лfe8, 17. Сf4 Cd5, 18. Ле3 в5, 19. сb сb, 20. Кс3 Се6, 21. Кb5 Cd7, 22. h4 Л:е3, 23. С:е3 Ка5, 24. Лb4 Кс6, 25. Ле4 Ле8, 26. Л:е8 С:е8, 27. f3 f6, 28. Крf2 Cd7, 29. g4 Крf7, 30. Крg3 Ce6, 31. b3 Кре7, 32. Сс1 Крf7, 33. Кd6+ Крg8, 34.Сd2 Крf8, 35. Сс3 Кре7, 36. Кb5 Крd7, 37.h5 Крe7, 38. Крf4 h6, 39. Cb2 Крf7, 40. Kd6+Крg8, 41. Сс3 Крf8, 42. Кре4 Кре7, 43. Кf5+ Крf7, 44. Сd2 Крf8, 45.Сf4 Крf7, 46. Cd6 Крg8, 47. f4 Крf7, 48. Са3 Крg8, 49. Ке3 Крh8, 50. f5 Cf7, 51. Cd6 a5, 52. Кd5 b5, 53. Кс7 а4, 54. Ке6 аb, 55. аb Крg8, 56. b4 Крh8, 57. Крd5 Kd8, 58. Сf4 Крg8, 59. Крd6 K:e6, 60. fe Ce8, 61. Кре7 Сс6, 62. Крd8 Крf8, 63. Се3 Крg8, 64. Крс7 Се8, 65. Сс1 Крf8, 66. Крd6 Крg8 (Партия прервана).
Выигрывающий вариант, приведенный на сайте: 64. Сс5 g6, 65. hg Крg7, 66. е7 Кр:g6, 67. е8=Ф+ С:е8, 68. Кр:е8 Кg5. Эта позиция оценена программой как большое преимущество белых.
Кс5/ С. Коновалов, Rg1/ Г. Рузайкин