Заседание очередного семинара РОЦИТ было посвящено проблемам изменений на радио в связи с развитием Интернета. Представители трех радиостанций: «Маяк» (www.radiomayak.ru), «Русское Интернет-радио 101.ru» (www.101.ru) и «Говорит Москва» (www.govoritmoskva.ru) — рассказали, как меняется парадигма работы традиционного радиовещания. Благодаря созданию сайтов радиостанций появляются новые возможности. Прежде всего, в общении со слушателем значительную роль стали играть интерактивность, общедоступность, многовариантность и даже возможность беспроводного подключения. В информационном поле теперь можно перемещаться от массовых сведений к индивидуальным. Важным изменением на радио становится преимущественная передача аудиоинформации, тогда как текстовая перемещается в Интернет. С позиции слушателя линейная последовательная радиопередача менее привлекательна в сравнении с Интернет-вещанием, которое может управляться слушателем. На сегодня Web-радиостанции делятся на музыкальные и разговорные, практически копируя своих эфирных предков.
Основные бизнес-модели работы радиостанций в Сети связаны с рекламной деятельностью или с бюджетной поддержкой. Как единодушно отметили докладчики, пока преобладает бизнес за счет материнской компании, и это характерно для мира в целом.
Для Web-радиостанций очень остро стоит проблема качественного контента, а для музыкальных станций не редкость нарушения авторского права. Но появление компаний, подобных РОМС (Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям), с доступными для большинства на рынке радио ставками платежей за использование авторских продуктов помогает в их преодолении.
Обсуждая вопросы технического совершенствования Web-радио, участники семинара сошлись во мнении, что уже просматривается приход на российский рынок спутникового, цифрового и интерактивного радио.
Среди выступивших на семинаре были и представители компании Quantum Art (www.quantumart.ru), разрабатывающей Web-сайты для радиостанций. Они отметили, что весьма существенным в подобных проектах является создание коммуникационного канала, позволяющего реализовывать обратную связь и повышать эффективность работы, т. е. пользователь может управлять потоками поступающей к нему информации. Используя рассылки как средство организации индивидуального общения, можно организовывать дополнительный канал для маркетинговых мероприятий.