От редакции: Предыдущая статья Николая Федотова «Спам обречен?» («Мир ПК», №11/03, с. 62, http://www.osp.ru/pcworld/2003/11/062.htm) вызвала бурную реакцию у наших читателей. Мы попросили автора прокомментировать наиболее типичные из присланных писем.
И хотя наша редакция не во всем готова согласиться с мнениями, высказанными обеими сторонами, предлагаем вам познакомиться с развернувшейся вокруг этой темы полемикой и новой статьей Н. Федотова.
Полагаю, что нашей компетентной аудитории не нужно лишний раз объяснять, что спам — просто реклама. Давайте примем это как факт, а несогласных попросим удалиться по известному адресу и прочитать федеральный закон «О рекламе». Спам живет по тем же экономическим законам, что и офлайновая реклама. Закон экономики — это почти что закон природы, и его нарушение или игнорирование не может пройти даром и наказывается рублем, иногда, правда, чужим.
Когда есть и спрос, и предложение, то они обязательно найдут друг друга, даже если чинить им препятствия. Учитывая, что сейчас спам считается самым дешевым видом рекламы (для определенного класса товаров), борьба с ним не может привести к существенному снижению его количества.
Давайте обратимся к истории борьбы с наркотиками. Усилия правоохранительных органов направлены в основном на подавление предложения, а на подавление спроса оказывается не такое уж жесткое воздействие. В результате многолетней борьбы установилось динамическое равновесие: поставки и потребление наркотиков удается держать в некоторых пределах, а о том, чтобы сокращать потребление, и речи пока не идет.
Борьба со спамом (пусть принимаемые меры не столь уж суровы) также может дать подобный эффект — спам будет удерживаться в определенных рамках, скорее всего, в пределах 30—50% от всей электронной почты.
В основном усилия нынешних борцов со спамом направлены на подавление предложения.
Хочу обратить ваше внимание на то, что есть еще один способ, который состоит в замещении существующего предложения другим, ориентированным на тот же спрос. Такой метод, например, применяется в борьбе с алкоголизмом. Государственная политика многих стран нацеливает производителей на замещение крепких спиртных напитков более легкими. Поставщики алкоголя остаются при своем интересе, и спрос удовлетворяется. Но при этом часть потребителей переходят на использование менее вредного продукта.
Таким образом, можно считать правильным так поставить задачу: предложить услугу, замещающую обычный спам, но менее «вредную» для пользователей и сетей. Что же означает «менее вредная»?
Одна из главных негативных черт спама — причинение материального ущерба получателю, который платит за соединение с Интернетом пропорционально времени или трафику. Если бы доставка рекламы не включалась в стоимость услуг провайдера или такие затраты получателю компенсировались, то проблема спама стала бы менее острой. Можно придумать разные механизмы компенсации, но это существенно увеличит издержки рекламораспространителя, а значит, не позволит новой услуге всерьез конкурировать с традиционным спамом. Ведь он столь дешев для распространителя именно потому, что несанкционированно использует чужие ресурсы.
Решение я вижу в том, чтобы получателю рекламной почты компенсировать издержки не целиком, но в то же время создать у него ощущение полной (и даже избыточной) компенсации. Один из способов сделать это — вывести на рынок особый вид спама с материальной компенсацией его получателю. Как и традиционный, он рассылается без предварительного согласия, однако предлагает адресату некое возмещение. Платить каждому получателю за любое письмо сколько-нибудь значительную сумму неприемлемо, так как увеличится себестоимость рассылки. Поэтому предлагаю ввести лотерею. Сначала следует убедить большинство провайдеров и сетевую общественность считать спамом лишь анонимные сообщения электронной почты. Подписанные следует вывести из-под определения спама или по крайней мере четко дистанцировать от «обычного» спама. Затем нужно создать новый бренд, обозначающий особый, неанонимный спам с компенсацией получателю, и сделать его узнаваемым, подкрепить авторитетом какого-нибудь известного в сетевой среде лица, чтобы не затерялся в серой массе традиционных спаммеров Рунета. Далее начинается собственно рассылка.
Вариантов «тарифных планов» может быть много. Вот один из них. В каждом рекламном сообщении имеется индивидуальный код, связанный с адресом, на который оно послано. Предоставив отправителю три таких кода, адресат может получить небольшую компенсацию, например в размере стоимости 1 мин «диалапного» соединения. Каждый тысячный код назначается выигрышным, и его получателю будет причитаться более значительная сумма, к примеру 10 долл.
Для получения денег следует послать имеющиеся коды в систему (по электронной почте или через веб-форму), указав также свой адрес. Если введенные коды соответствуют адресу, система отправляет пароль, по которому позволяется непосредственно получить деньги, в частности, через систему Webmoney. Компенсация достанется лишь владельцу того адреса электронной почты, куда была послана реклама. При этом гарантируется, что он прочитал рекламное письмо, поскольку код компенсации располагается там каждый раз на другой позиции.
Рекламодатель помимо общих затрат на рассылку оплачивает лишь фактически активированные коды, т. е. действительно прочитанные письма.
Разумеется, должен работать механизм отписки, — хотя бы в рамках каждой рекламной темы. При активизации кодов получателю предлагается указать, на какие темы он не желает получать рекламу.
Себестоимость такого «нового спама» будет несколько выше, чем традиционного, в основном за счет выплат читателям. Если цена будет увеличена не более чем вдвое, то рекламодателя удастся уговорить, поскольку столь высокая цена компенсируется повышением эффективности.
Попробуем оценить дополнительные затраты. Возьмем среднюю российскую спам-базу в 100 тыс. адресов (реальных, свежих, без повторений). Рассылается 100 тыс. писем, содержащих 100 выигрышных кодов. Пусть 50 тыс. писем из них доходят, 20 тыс. получателей сохраняют коды, 10 тыс. из них активизируют коды (набрав три штуки), 10 выигрышных кодов активизировано. В итоге дополнительные расходы составят: 10 000 . 0,01 долл. + 10 . 10 долл. = 200 долл.
Преимущества «нового спама» по отношению к традиционому:
- рассылка не анонимная, следовательно, не все считают ее спамом, вследствие чего повышается ее "доходимость";
- из-за компенсации снимается часть претензий и, следовательно, часть недовольства;
- появляются пользователи, активно желающие получать такие рассылки ради выигрыша;
- если провайдер фильтрует "новый спам", то часть пользователей будут возмущаться, что провайдер лишает их возможности "заработать"; вероятно, они начнут подозревать, что провайдер хочет прикарманить их коды;
- рекламодатель видит, сколько человек реально прочитали рекламное сообщение, также можно во время активизации кодов между делом получить кое-какую дополнительную информацию о читателях и провести анализ рынка.
Чем ответят прочие участники рынка на такую инициативу?
Рекламодатели, несомненно, будут довольны и реже станут пользоваться обычным спамом. Традиционные спаммеры, пользуясь своей анонимностью, прежде всего попробуют примазаться к раскрученному бренду «нового спама». Конечно, каждый компенсационный код в письме верифицируется. Подложный код будет в конце концов определен, однако к тому моменту реклама уже достигнет адресата. Вопрос о том, как эффективно избежать примазывания, остается открытым. Возможно, выход здесь в использовании неанонимности как отличительного свойства нового вида рекламы.
Таким образом, будет достигнута цель, провозглашенная в начале, — рынок спам-рекламы станет слегка цивилизованнее, а сама реклама — более целевой и менее раздражающей. А мелких «диких» спаммеров следует пригласить посильно участвовать в новой системе.
Для интернет-провайдеров цивилизованный спаммер — меньшее зло. Провайдеры по идее должны поддержать эту инициативу. Если, конечно, кто-то на нее отважится.
Провайдеры понимают, что представляет какую-либо угрозу сетям и пользователям лишь спам промышленного производства, т. е. товарный продукт, производимый профессионалами. Самопальные рассылки всяких Вась Пупкиных типа «посмотрите мою страничку» или «поучаствуйте в моей пирамиде» на фоне настоящего спама миллионных масштабов выглядят детскими забавами (каковыми и являются) и не могут существенно сказываться на общей картине. Таким образом, объем спама в каждый момент времени ограничен величиной спроса на него. Значит, чем больше будет рассылаться цивилизованного спама, тем меньше прочего. А «цивилизованный» — это не только компенсации пользователям (которые, кстати говоря, могут выплачиваться через пользовательские учетные записи тех же провайдеров, стимулируя сбыт), но и наличие отписки, лучшие возможности для разбора конфликтов и прочее сотрудничество — в общем, все, что минимизирует причиняемое беспокойство.
Существует и другой способ сделать Рунету «прививку от спама» — устранить с рекламного рынка мелких низкоквалифицированных спаммеров, которые не только роняют цены на спам, делая его более доступным и распространенным, но и варварски относятся к получателям. Давайте представим себе среднего предпринимателя, решившего заказать рекламную рассылку. Конечно, лучше всего постараться убедить его не делать этого. Но предположим, он не изменит своего мнения и будет твердо намерен потратить честно заработанные 500 долл. на спам. Подумайте, неужели нам, сетевой общественности, все равно, какому именно спаммеру эти деньги достанутся? Они могут достаться начинающему Васе Пупкину, который за 500 долл. разошлет 5 млн. писем, не заботясь не только о каком-либо таргетинге (хотя бы селекции по доменам), но даже об удалении из своей базы повторных адресов. Рекламное письмо у него будет «весить» 20 Кбайт и нормально читаться исключительно в его любимой почтовой программе, а в остальных — лишь вызывать раздражение пользователей. На полученную прибыль Вася Пупкин напьется пива и будет хвастаться друзьям, вызывая их нездоровую зависть и желание заняться таким «бизнесом».
Те же деньги могут достаться профессиональному спаммеру Изе Пупкинду, который за 500 вечнозеленых разошлет только 300 тыс. писем, потому что знает, что такое таргетинг, и имеет представление, как его сделать. К тому же рекламное письмо у него будет аккуратным и вразумительным, да и жалоб провайдеру меньше поступит. Полученную прибыль Пупкинд не пропьет, а скорее вложит в усовершенствование технологии, чтобы проблем ему (и пользователям) стало еще меньше, а эффективность рекламы возросла еще выше.
Итак, кому из них лучше отдать заказ? Правильно, никому. Но спрос на подобные услуги существует, и сделать с этим что-либо сложно. И если он все равно есть, то лучше, чтобы деньги получал более «цивилизованный» спаммер. А как же нашему гипотетическому рекламодателю, стоящему в раздумьях с пачкой долларов, отличить одного от другого? Они же оба анонимны! И представить свое «портфолио» не могут. Выход прост, он придуман давно: нужен независимый рейтинг. Авторитетный эксперт (или группа экспертов) будет идентифицировать спаммеров (впрочем, не так уж они за свою анонимность и цепляются) и оценивать качество их услуг по множеству параметров, среди которых основные — эффективность и «экологичность» рекламы, т. е. вред, наносимый ею при рассылке окружающей Сети.
По результатам опросов рекламодателей, мониторинга антиспамовых систем и даже контрольных закупок должен быть составлен рейтинг спаморекламных фирм. Если необходимо, то и без раскрытия их анонимности. Тогда каждый желающий сможет за скромное вознаграждение узнать, как потратить свой рекламный бюджет на пользу себе и не во вред Интернету.
* * *
Когда я работал над этой статьей, то преследовал чисто академический интерес. Участвовать в создании службы «нового спама» не намереваюсь. И с обычным спамом не связан. Живу на одну зарплату.
Обратная связь
Любопытная точка зрения... Только уж слишком сильно «торчат уши» интернет-провайдера, все предложения имеют соответствующий крен. Для ISP и нынешнее положение вполне терпимо, и все нововведения его интересы обеспечивают. А вот об остальных участниках пусть они сами и заботятся. Старый Пе.
По долгу службы в «РТКомм.РУ» я занимаюсь решением вопросов, связанных со спамом, поэтому знаю ситуацию «изнутри». Как вы справедливо заметили, нынешнее положение для интернет-провайдеров не самое худшее, хотя доходов от спама они не получают (1—2% трафика — несущественная величина). А убытки вследствие борьбы со спамом для провайдеров ощутимы, но пока не критичны. Больше беспокоит будущее. Хорошо, если совершенствование законодательства пойдет по «американскому» пути, когда усиливается ответственность распространителя (спаммера), а провайдер пользуется иммунитетом. Гораздо хуже, если у нас в стране возобладает «европейская» тенденция, когда на провайдера возлагается часть ответственности за действия пользователей, а следовательно, дополнительные расходы. Про «китайскую» же модель даже вспоминать не хочется...
Я бы добавил предложение производителям почтовых программ (Microsoft в первую очередь) в обязательном порядке срочно внести изменения в способ получения входящей почты, т. е. почтовая программа должна сначала загрузить одни заголовки поступивших сообщений (как это сейчас делается в The Bat!), а потом сам пользователь будет решать, какие сообщения принять, а какие удалить прямо с сервера. По-моему, если такая процедура станет повсеместной, то вопрос о создании всевозможных законов-правил мог бы не подниматься еще очень долго. Я отношу себя к обычным пользователям и считаю, что в существовании спама есть свои плюсы. Можно откладывать в разные каталоги те рекламные объявления, которые будут интересны в будущем. И еще я считаю себя безусловным противником всяческого зарегулирования. Давайте попытаемся как можно дольше обходиться без всяких бюрократических заморочек, нужных, как правило, только небольшому количеству неуравновешенных или в каком-то смысле ангажированных людей и бюрократам! Пусть хоть виртуальное пространство останется свободным от этого маразма! А то, глядишь, и в сон, и в мысли когда-нибудь поставят по контролеру... Alexandr
Уважаемый Alexandr!
Фильтрация спама на компьютере пользователя — достаточно эффективное средство (хотя одного его явно недостаточно).
Все современные почтовые программы (включая Outlook) могут просматривать заголовки, не получая письма целиком.
А также они включают и другие средства фильтрации, одни из которых более удобны, другие — менее. Видимо, вы просто не имели достаточно времени, чтобы разобраться с многочисленными настройками. Ну а что делать со спамом, каждый решает сам.
У меня стоит переадресация электронной почты на сотовый телефон. Если бы mail.ru не фильтровал почту (а у меня еще и свои фильтры стоят), то я каждый день терял бы из-за спаммеров 30—40 центов. Поэтому я фильтровал, фильтрую и буду фильтровать почту. Практический совет тем, кого «достал» спам, — настройте несколько правил на сервере:
1) если в письме нет кодового слова, например фамилии, то автоматически отсылать отправителю письмо с просьбой указывать это слово в письмах;
2) оригинал письма откладывать в карантинную папку и проглядывать ее, когда захочется почитать мусор;
3) для заведомо «своих» адресов — «белый» список, который не проходит фильтры. Юрий Мильков
Очень разумные рекомендации. Другое дело, что строгость фильтрации должна зависеть от характера деятельности получателя.
Пока не существует идеального фильтра, отсеивающего ровно 100% спама и дающего ровно 0% ложных срабатываний. Для каждого из методов фильтрации эти два показателя связаны. Очень трудно поднять первый показатель, не повысив при этом второго. Например, для одного пользователя потеря 2% соответствующей почты — вполне приемлемый показатель, а другой согласен прочитать весь спам, лишь бы не пропустить единственное деловое письмо.
В настоящее время описанный вами механизм хорошо работает. Но спаммерские инструменты постоянно совершенствуются. На днях я заметил в своей почте «новинку» — в заголовок было вставлено название моей веб-страницы. Сейчас среди спаммеров продаются не только простые списки электронных адресов, но базы данных, где адрес сопровождается именем и/или иной персональной информацией. Думаю, скоро в таких БД появятся ключевые слова или адреса из персонального белого списка. Вообще, пока существует спрос на спам, ситуация вряд ли изменится. На любую техническую меру по защите очень быстро находится контрмера.
Уважаемый Николай Николаевич! Странный у вас взгляд на спам и на Интернет как таковой. О каком правовом решении вопроса вы пишете, когда Интернет объединяет все страны мира?! Где должны приниматься законы, кто их будет приводить в жизнь и как?! На функционирование Интернета никоим образом не может повлиять принятие закона о рекламе в отдельно взятом государстве. Это просто смешно! Живой пример: я получаю ежедневно около 200 писем со спамом, из них 30—40 писем — спам на иероглифах. Уверен, что с принятием закона количество спама не только не уменьшится, но и увеличится. Произойдет обратный эффект, т. е. будет как бы реклама спама на самом высоком уровне.
Так что мое мнение — подобные законы вообще не нужны, потому что они невыполнимы. Единственное, на что приходится надеяться, — компетентность и порядочность сетевых администраторов и программистов. Они являются основой интернет-содружества и обеспечивают нормальное функционирование сети. Кроме того, мне показалось, что вы просто не понимаете технические аспекты передачи почты от одного сервера к другому. А предложение размещать в Subj: ADV меня только насмешило. Mikhail Majorov
Уважаемый Михаил, благодарю за отзыв. Ваше мнение заслуживает должного уважения, поскольку является весьма и весьма типичной позицией технического специалиста, управляющего сетью. Сообщество администраторов и программистов, о котором вы пишете, считается де-факто «правящим классом» в нынешнем Интернете. Суть моего утверждения в том, что на смену настоящему «сисадминскому» феодализму грядет менее идейный и более прагматичный капитализм. И правящий класс неизбежно будет сменен... или сметен — в зависимости от степени гибкости его позиции. Кстати, требование о размещении метки ADV в теме письма входит в подавляющее большинство зарубежных законов о спаме. За последний год в моей почте количество спама с такой меткой возросло с 0 до 5—10%. Тенденция, однако.
Прочитал статью про спам в «Мире ПК», №11, очень понравилось, солидарен. Сам уже ящик вынужден был бросить из-за спама. Сейчас вот живу на «Яндексе», здесь, слава богу, фильтры. Особенно понравились цитаты из Конфуция. А можно еще? А то у меня нет этой книги . Андреев А.Б.
К сожалению, фильтры «Яндекса» имеют достаточно высокий показатель ложных срабатываний. Не для каждого получателя это приемлемо. Их политика фильтрации такова: «На почте «Яндекса» письма проходят три уровня фильтрации. На первом этапе отбрасывается явный спам — сообщения, приходящие от неадминистрируемых (взломанных, открытых) почтовых серверов, либо пойманные в спамовые ловушки...»
Как показала практика, понятие «неадминистрируемая сеть» может трактоваться сотрудниками слишком широко, и это приводит к многочисленным случаям отвергания валидной почты. А за древнекитайской мудростью можно обратиться на http://www.confucius.org/mainr.htm (это русский вариант).
С уважением Николай Федотов