В жизни редакции традиционная почта — особая составляющая. И когда приходит письмо от читателя, то получившего его редактора непременно охватывает волнение: что же в нем на этот раз? А уж если он получает книгу, написанную самим читателем, да еще и аккумулирующую его собственный опыт, то так и хочется «процитировать» любимого автора: «Ай да читатель, ай да молодец!».
В один прекрасный день мне передали полученную по почте книгу И. Белых «Делаем сайт вместе», снабженную подзаголовком «Пособие для лентяев». Невозможность гендерной идентификации автора (сколько ни вертел в руках книгу, имени так и не обнаружил, лишь инициалы), необычность формата издания и скромность полиграфии не вызвали, честно признаюсь, желания немедленно углубиться в содержание. Но подзаголовок не давал мне покоя. И вот, памятуя о том, что лень — двигатель прогресса, я открыл книгу на продолжительное время для более детального ознакомления.
Открыл, и далее по мере продвижения по страницам этой работы меня не покидало радостное чувст-во: до чего же добротно она сделана. Начну с замысла. Автор оправданно проявил заботу о тех страждущих в деле написания сайтов, коих большинство, но они слабо подготовлены для подобной работы. А то, что эти люди, стремящиеся самовыразить себя с помощью построения сайта, не осилят и одной книги-кирпича по HTML, мало у кого вызывает сомнения. Поэтому автор «Пособия для лентяев» отыскал визуальный веб-редактор Serif WebPlus, существующий аж с 1991 г., но имеющий современную, десятую версию (http://www.serif.com/webplus/webplus10 ), и предложил способ «сайтостроительства» на основе этой программы. Круг пользователей, способных овладеть таким подходом к построению сайтов, весьма широк, так как для попадания в него предполагается знание всего лишь азов компьютерной грамотности, например в объеме текстового редактора MS Word.
Что касается содержания книги, то после установки веб-редактора Serif WebPlus и погружения в его описание на первых десяти страницах книги можно приступать к строительству сайта. И далее, пройдя путь в полтораста страниц и выполнив авторские рекомендации, читатель будет иметь собственный продукт в виде сайта.
Из каких же шагов складывается путь строителя? После знакомства с веб-редактором И. Белых предлагает провести предваряющий опыт — сделать набросок первой странички сайта «на скорую руку». Затем начинается строительство сайта с продумывания его параметров и схемы построения, в частности, определяется размер страницы, кодировка, вставка/удаление страниц, работа с файлами. Следующий шаг в создании сайта связан с освоением инструментов окна: плавающей панели, линейки, сетки и направляющих, порядка работы и помощи. Далее автор книги погружает читателей в работу с текстом, включающую оформление текстовой рамки, художественного текста, действия со шрифтами и проч. Так, терпеливый читатель совершит и другие шаги «сайтостроителя»: научится работать с объектами и изображениями, освоит элементы графики и различного вида эффекты вроде теней, свечения, тиснения и др. Затем читатель изучит более совершенные приемы: указание времени и даты, просмотр окна в окне, создание карты сайта, всплывающие окна, галереи и т. п. А завершится знакомство с основными приемами построения сайта его просмотром в браузере и публикацией.
Дополнительно в книге И. Белых представлены материалы по подготовке картинки для сайта и коррекции фотографий с использованием программного средства Photoshop CS.
Для читателей, имеющих в своем распоряжении Serif WebPlus версии 9, в книге дается материал, посвященный особенностям продукта версии 10.
В заключение следует заметить, что снижение уровня требований к читателю накладывает на автора определенные обязательства по введению его в предмет, поэтому, по нашему мнению, книге не помешал бы раздел, содержащий более детальный разговор о сайте с точки зрения его места в информационных технологиях и назначения. Это весьма важно при решении основного вопроса: а что же хочет получить пользователь от сайта? Вопрос цели создаваемого сайта в книге обойден молчанием.
Пытаясь разрешить загадку, связанную с автором книги, не могу не отметить полиграфическое оформление, которое выполнено с таким тщанием и даже изяществом, что в голову невольно приходит сравнение с искусством вышивки. А отсюда тонкая детективная нить ведет к автору с иголкой в руке.