Pirate Pay
Этот проект не так молод, как большинство рассматриваемых нами стартапов, однако широкую известность он получил совсем недавно. В марте этого года корпорация Microsoft совместно с Фондом «Сколково» вручила авторам этого проекта грант в размере 100 тыс. долл. Стартап Pirate Pay стал первым проектом, удостоившимся премии в рамках сотрудничества этих двух организаций.
Проект разрабатывался частными лицами, тремя предпринимателями из Перми, которые позже организовали собственную компанию. По словам Дмитрия Шуваева, директора по развитию Pirate Pay, сначала коллеги придумывали и воплощали в жизнь системы управления торрент-трафиком для интернет-провайдеров. А в один прекрасный момент они поняли, что на базе технологии могут предложить рынку более интересную и стратегически нужную вещь. Так появился Pirate Pay -- «Пираты платят».
Решение, заложенное в основе Pirate Pay, принципиально отличается от существующих моделей борьбы с веб-пиратством, предполагающих отслеживание, преследование и наказание распространителей контрафактного контента. Технологии, используемые в этом проекте, ориентированы на превентивную блокировку нелегального цифрового контента самого разного рода: фильмов, музыки, ПО и т.п.
Pirate Pay контролирует облако файлообмена, четко зная, где, что и откуда переписывается в любой момент. Этого достаточно, чтобы в дальнейшем производить манипуляции с потоками, если того требует законодательство или правообладатель. Причем неважно, где лежит ссылка на этот файл, и потому с «пиратскими ресурсами» проект никак не связан. Правообладателям это нравится, потому что сервис не только позволяет закрывать их контент, но и предлагает им сформировать на базе торрентов систему дистрибуции.
Дмитрий Шуваев, директор по развитию Pirate Pay:
«Представьте себе, что выходит, к примеру, фильм о Гарри Поттере. Я не фанат этого произведения и потому в кинотеатр на него вряд ли пойду, а вот дома посмотреть -- почему бы и нет. Сейчас на торрентах (далеко не на всех, конечно) данный файл закрыт или в худшем случае есть «экранка». Мы предлагаем правообладателям, защитившись от несанкционированного распространения нашей технологией, выложить в момент кинопремьеры высококачественные копии на торренты (это могут быть как FullHD-версии, так файлы в DVD качестве, да еще и версии) и предложить пользователям купить эти файлы, к примеру, по 1,0--1,5 долл.».
При удобном способе оплаты такая модель полностью соответствует теме борьбы с пиратским контентом, и при том в ней нет ни намека на преследования и запреты. Разработчики Pirate Pay поясняют, что они против преследования пользователей, что они выступают за то, чтобы этот сегмент рынка стал цивилизованным для всех.
Разумеется, с помощью Pirate Pay не закрывается весь контент, и если правообладатель «не против», авторам сервиса также до этого контента дела нет.
По мнению разработчиков сервиса, Pirate Pay отличается от остальных подобных решений эффективностью, стабильностью результатов и возможностью превращения торрентов в правильный канал дистрибуции.
По словам Дмитрия Шуваева, здесь уместна такая аналогия: есть плохие родители, которые запрещают ребенку все подряд, из-за чего он озлобляется, а есть мудрые родители, которые тоже запрещают, но то, что действительно нельзя, предлагая альтернативу на выбор. Дмитрий считает команду проекта хорошими родителями для этого растущего рынка.
Однако пока говорить о внедрениях почти не приходится. Достижения проекта на данный момент лишь инвестиционные -- сейчас он развивается только на деньги грантов, что очень удобно. Технология, используемая в проекте, многослойная, следовательно, она требует серьезной разработки. Первые прототипы планируются к выходу в начале лета. Да и вообще, планы на ближайшие месяцы довольно обширные, ведь открыть новые возможности получения качественного контента для более чем 350 млн. пользователей торрентов -- интересная задача. А вот перспективы развития проекта его авторы не решаются обсуждать, оставляя этот вопрос на суд инвестиционных аналитиков.
Дата старта: 9 сентября 2009 г.
Сайт: piratpay.ru
Вебшериф
Хотя это решение значительно моложе предыдущего, оно уже вовсю успешно функционирует.
Впервые проект «Вебшериф» был представлен публике в рамках выставки «Moscow Teleshow» 16 ноября 2010 г.
Идея стартапа зародилась в недрах компании «Икс-Медиа Диджитал», занимающейся развитием платформы онлайн-дистрибуции видеоконтента GetMovies. На одноименном сайте getmovies.ru пользователь может получить доступ к легальному видеоконтенту. Очевидно, что конкурировать с пиратами было сложно, поскольку они имели возможность оперативно и без отчислений правообладателям показывать любое видео.
Компания, потратившая большие средства на лицензирование видео у правообладателей и на продвижение этого видео в Интернете, понимала, что надо каким-то образом заниматься и борьбой с пиратами. Как рассказывает Владимир Набатов, руководитель проекта «Вебшериф», было проведено небольшое исследование рынка для того, чтобы привлечь компанию, способную осуществлять по поручению «Икс-Медиа Диджитал» защиту видео. Выяснилось, что на рынке существует всего два-три проекта. Но методы их работы оказались неподходящими: вся работа по защите осуществлялась «вручную», стоимость услуг не позволяла защищать большие каталоги видео.
В результате было принято решение создать собственный проект, который будет в большей степени базироваться на высокотехнологичных решениях, нежели на юридических методах борьбы с пиратством.
Именно так и появился сервис «Вебшериф». Взаимодействие его с площадками, где предположительно могут размещаться пиратские копии фильмов, музыкальных композиций и других произведений, происходит по разным схемам. На некоторых у владельцев сервиса есть возможность самостоятельно удалять видео. В отдельных случаях взаимодействие происходит через службу техподдержки ресурса. В любом из случаев разработчики стараются максимально автоматизировать работу. ПО, используемое сервисом, самостоятельно выполняет поиск видео на ресурсах. При необходимости на этапе распознавания видео работу системы корректирует менеджер. В результате видео либо удаляется системой «Вебшериф», либо система генерирует запрос в службу поддержки ресурса.
В качестве примера Владимир приводит ресурсы rutracker.org и vkontakte.ru. Несмотря на бытующее мнение, что данные ресурсы являются крупнейшими оплотами пиратов, администрация охотно идет на сотрудничество с правообладателями и предоставляет инструменты для самостоятельного удаления видео.
Создатели «Вебшерифа» полагают, что прямых конкурентов у сервиса нет. В качестве примера они приводят несколько проектов, ориентированых на защиту исключительно кинотеатральных премьер и использующих ручные методы работы с контентом. Такие методы недешевы, а значит, не всегда доступны для правообладателей. Подобные компании защищают в среднем по два фильма в месяц на этапе кинотеатральной премьеры. «Вебшериф», по данным на апрель 2011 г., защищал одновременно несколько десятков единиц видеоконтента, из которых на кинотеатральные премьеры пришлось всего пять. Но даже эта цифра превзошла аналогичные показатели у других проектов.
Создание программной платформы, позволяющей защищать не только единичные кинотеатральные премьеры, но и широко востребованный многосерийный видеоконтент, -- серьезное достижение компании «Икс-Медиа Диджитал».
Владимир Набатов, руководитель проекта «Вебшериф»:
Мы гордимся, например, тем, что в период защиты мультсериала «Маша и Медведь??» нам удалось увеличить продажи легальных копий мультфильма в Интернете почти в 10 раз. Хочу обратить внимание, что мы, как компания «Икс-Медиа Диджитал». не только удаляем нелицензионное видео в рамках проекта «Вебшериф», но и стараемся предложить легальную альтернативу в Интернете. Для этого мы развиваем собственный проект GetMovies.
Дальнейшие планы компании включают несколько направлений.
Первое -- это, конечно же, развитие программной платформы, увеличение степени автоматизации и охвата
площадок.
Второе направление -- работа с площадками. К сожалению, до сих пор некоторые крупные площадки Рунета предоставляют абсолютно неприемлемый инструментарий для работы с правообладателями: удаление видео происходит либо через формы обратной связи, либо службой техподдержки площадки. Представители проекта «Вебшериф» ведут диалог, и при необходимости они готовы осуществлять и юридическое давление, чтобы получить необходимые полномочия.
Третье -- работа с правообладателями. Необходимо предоставлять пользователю легальные источники видео. Российские пользователи Интернета -- одна из самых требовательных и «нетерпеливых» аудиторий. Важно не просто предоставить видео в Сети, но и предложить его в надлежащем качестве, максимально оперативно и на приемлемых условиях.
Дата старта: ноябрь 2010 г.
Сайт: websheriff.ru