Так получилось, что ИТ-подразделения становятся рассадником лучших практик для бизнес-департаментов. Сначала ITSM, затем Agile и DevOps – все это исключительно айтишные истории, в последнее время успешно покоряющие бизнес.
Выступление Антона Исанина, руководителя центра качества «Альфа-Банка», набрало максимальное число позитивных отзывов участников конференции «Agile, DevOps и ITIL – инструменты цифровизации», проведенной издательством «Открытые системы». Сокращение вывода новых продуктов на рынок до пяти дней с помощью подходов DevOps – результат, заслуживающий уважения.
DevOps – это буквальное и фигуральное слияние процессов разработки и эксплуатации. Многие годы соответствующие группы в компаниях были разделены культурными и информационными барьерами, особенно типичным такое положение дел было в крупных корпоративных отделах ИТ. Теперь же принципы взаимодействия трансформируются благодаря автоматизации и изменениям в корпоративной культуре.
В ходе опроса участников XII Российского IT Management Forum (ITMF 2015), прошедшего в июне, аналитическая группа OSP Data ставила цель выявить приоритеты компаний в сфере управления ИТ.
Новые технологии, изменяющие и бизнес, и ИТ-службы, требуют адаптации процессной модели ITIL в условиях роста популярности Agile и DevOps, которые, хотя и не противоречат базовым принципам ITSM, работают по спиральной, а не каскадной модели, традиционно описываемой в документах ITIL. Переход к другой модели — естественное направление развития ITIL.
В «Райффайзенбанке» в течение пяти лет пытались воспроизвести чей-нибудь позитивный опыт внедрения «гибкого подхода», опробовали разные подходы и прошли через несколько стадий осознания аgile. Николай Кныш, директор по развитию ИТ-продуктов «Райффайзенбанка», рекомендует руководителям, которые хотят построить гибкую организацию, запастись терпением и самим быть гибкими.
Непрерывное развертывание — это насущная необходимость, поэтому соответствующие методы пора включать в курсы обучения программной инженерии, надо преподавать методы непрерывной интеграции и сборки, автоматизированной интеграции, системного тестирования и верификации кода. Кроме того, нужно просвещать относительно реалий развертывания кода в крупномасштабных рабочих средах и проблем, касающихся миграции данных, стратегий и конвейеров развертывания, а также стандартов разработки механизмов сбора и передачи телеметрии.
Неправильно считать, что массовый перенос практики ITSM в деятельность бизнес-подразделений – дело отдаленного будущего, и откладывать планирование процесса управления корпоративными сервисами до лучших времен. Но надо продумать несколько важных моментов, чтобы повысить свои шансы на успех в этом деле.
Современные организации постепенно превращаются в ИТ-компании с той или иной бизнес-специализацией. В компании «Ингосстрах» информационные технологии стали неотъемлемым компонентом страховых продуктов и базой для развития бизнеса. Владимир Тихомиров, который руководит ИТ-департаментом «Ингосстраха» с 2009 года, рассказал о том, как цифровые технологии трансформируют отрасль, бизнес компании и ее ИТ-службу.