Представьте, что вам предложили занять руководящую должность в вашей компании, например возглавить группу разработки или стать начальником подразделения. Если вам сделали такое предложение, значит, ваше руководство видит в вас не просто технического специалиста или же считает, что вы обладаете более высокой квалификацией, например знаниями на уровне архитектуры, которые на занимаемой вами должности не используются.
Чтобы успешно справиться с новыми обязанностями, вам придется выработать новые навыки, в дополнение к вашему техническому опыту. Необходимо научиться формировать мотивацию у членов команды на пути к общей цели. Чтобы развить необходимые навыки хорошего руководителя, следует усвоить пять основных принципов.
Пять принципов лидерства
Эффективный руководитель неизменно следует пяти принципам:
- Самоотверженность и бескорыстие.
- Целеустремленность, сосредоточенность и дисциплина.
- Знание своих сильных и слабых сторон.
- Прямота и добропорядочность.
- Действие, а не реакция.
Одни считают, что хорошим руководителем нужно родиться, другие уверены, что лидерские качества приобретаются. На мой взгляд, оба убеждения ошибочны. Я считаю, что качества лидера – врожденное свойство. Однако, как и любая черта характера, такие качества – лишь потенциал, требующий развития. Навыкам лидерства учатся, часто у других руководителей; многие перенимают навыки у своих предшественников.
Вступление в руководящую должность
В индустрии программного обеспечения переход к роли руководителя группой или подразделением ставит перед разработчиком две сложные задачи: оторваться от клавиатуры и научиться взаимодействовать с клиентами. Если вы руководите командой, то не сидите над разработкой кода. И наоборот, если вы трудитесь над разработкой кода, то не управляете. Не следует, однако, думать, что эти два вида деятельности полностью исключают друг друга. У многих руководителей написание кода составляет часть их повседневной деятельности.
Еще один аспект руководящей работы – взаимодействие с клиентами. Это может оказаться наиболее трудным и чуждым для вас. Однако вся работа по созданию архитектурных схем, кода и технологий, которую вы выполняете, начинается с достижения договоренности о продаже, чему способствует установление правильных взаимоотношений с клиентом.
По существу, исполнительная команда обналичивает чеки, выписываемые менеджерами по работе с клиентами. Коммерческий отдел организации в прямом смысле продает способности команды, которую вам предстоит возглавить. Новая роль требует развития хороших рабочих взаимоотношений с подразделениями, с которыми вы раньше никогда не взаимодействовали напрямую. Вы, как руководитель, теперь являетесь членом команды, отвечающей за сбыт. Своими техническими знаниями вы должны будете поддерживать менеджеров по работе с клиентами.
Здесь следует учитывать, что даже по сугубо техническим вопросам вы не должны объясняться на компьютерном жаргоне. Технические задачи и решения вам придется формулировать с точки зрения их ценности для бизнеса. Это часто предполагает знание используемой клиентом отраслевой терминологии. Зато вы, наконец, увидите, как именно будут использоваться приложения, создаваемые вашей командой. Для меня это оказалось наиболее интересным аспектом должности руководителя.
Вопрос в том, как сбалансировать все виды деятельности руководителей и менеджеров. Эффективный лидер понимает два важных обстоятельства. Во-первых, он сознательно берет на себя роль руководителя, понимая, что многое из того, что он будет делать, не будет связано с написанием кода или вопросами архитектуры. Во-вторых, должен быть баланс между параллельными задачами, которые требуют выполнения, чтобы команда была успешной. Ваш мир, как руководителя, становится более сложным. Как сказал Теодор Рузвельт, ничто в мире не дается легко — все добывается упорством, болью, страданиями. Без эффективного руководства не могут существовать успешные команды и организации. Правильное руководство необходимо не только в бизнесе, общество в целом тоже нуждается в этом.
Чтобы встать на путь лидерства и удержаться на нем, необходимо на что-то опираться. В течение 24 лет работы в индустрии высоких технологий на руководящих должностях я следовал пяти перечисленным выше принципам. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Самоотверженность и бескорыстие
Хороший руководитель совмещает ряд обязанностей. В частности, это учитель и наставник. Вспомните ваших лучших учителей и наставников. Весьма вероятно, что это были люди, которые помогали другим самоотверженно и бескорыстно. Великие учителя измеряют свой успех вашим успехом. Вашими первыми успехами были начальные шаги на пути овладения знаниями и навыками, будь то алгебра, футбол или первый проект разработки программного обеспечения. Возможно, тогда вам повезло с руководителем, который помог взять правильный старт.
Впрочем, руководитель делится своими знаниями не вполне бескорыстно. Он заинтересован в том, чтобы его подчиненные выходили на более высокий уровень. Успех руководителя как наставника имеет большое значение для успеха его подчиненных как будущих лидеров. Чтобы быть успешным, лидер должен взращивать новые таланты. Для этого приходится жертвовать временем, и это также входит в должностные обязанности руководителя.
Целеустремленность, сосредоточенность и дисциплина
У вас, вероятно, есть коллеги, демонстрирующие собранность в работе и управлении проектами. Эти люди обычно позитивно настроены, поскольку сами выбрали, чем им заниматься. Позитивный настрой часто является результатом целеустремленности. Вам приходилось работать под руководством человека, которому не нравится его дело? Такой руководитель создает утечку энергии и обычно тянет команду вниз.
С целеустремленностью неразрывно связана сосредоточенность. Чтобы добиться успеха, вы должны быть сфокусированы на общей цели. Сосредоточенность в течение длительного времени требует дисциплины. У меня когда-то был отличный руководитель, чрезвычайно приверженный основам. Независимо от появления всевозможных новшеств, он всегда опирался на основополагающие принципы. Этот руководитель избегал суеты и фокусировался лишь на том, что считал значимым. Он был верен своим убеждениям и обладал способностью доводить все до конца. Результатом стал его успех и успех его команды. Этот руководитель был прекрасным лидером, потому что вдохновлял своим примером.
Знание своих сильных и слабых сторон
Хороший руководитель допускает, что не является самым технически грамотным специалистом в команде. По мере того, как вы берете на себя все больше руководящих функций, время, которым вы располагаете для поддержания актуальности ваших профессиональных знаний, сокращается, а в конце концов и вовсе исчезает. Настоящий лидер строит команду из дополняющих друг друга специалистов и в принятии решений опирается как на свой опыт, так и на обоснованные суждения своих подчиненных. Правильное суждение вырабатывается со временем как результат понимания того, что вы чего-то не знаете, и умения прислушиваться со вниманием и доверием к мнению других, чтобы заполнять пробелы в своих знаниях. Если вы хотите продвинуться по службе и стать руководителем группы или менеджером, то в ваших интересах взять в команду специалиста, готового к сотрудничеству.
Прямота и добропорядочность
Эффективный лидер должен пользоваться уважением, а уважение нужно заслужить. Людям, которые пользуются уважением, свойственны два общих качества: прямота и добропорядочность. Прямота неотделима от честности. Команда должна верить лидеру. Основываясь на личном опыте, могу сказать, что те, кто обладает высокими моральными качествами, всегда защищают своих подчиненных. Возможно, кому-то в вашей организации придет в голову «бросить на амбразуру» одного из членов команды без веских оснований. Хороший руководитель придет на выручку и заступится за своего подчиненного. Он поступит так, потому что считает это своим моральным долгом.
Действовать, а не реагировать
Успешный лидер не реагирует; он действует по плану, а не по обстоятельствам. Хороший руководитель имеет план действий, который заранее предусматривает непредвиденные издержки на случай кризиса. Можно ли предусмотреть все нюансы? Конечно, нет. Однако успешный лидер не беспокоится по мелочам, потому что эти мелочи учтены в его плане. Во время кризиса такой руководитель следует правилу, которое озвучил Редьярд Киплинг в поэме «Если»: «Если умеешь ты рассудок сохранять, когда вокруг все головы теряют…». В случае паники и всеобщей растерянности лидер не теряет голову и способен принимать здравые решения. Другими словами, лидер действует согласно плану, а не реагирует на обстоятельства текущего момента.
Готовы ли вы руководить?
Если вам предложили подумать о переходе на должность руководителя, попробуйте определить, готовы ли вы к этому, примерив на себя пять качеств лидера, описанных выше.
Другие в вашей организации видят в вас потенциал, но видите ли его вы сами? Является ли должность руководителя перспективой, которую вы готовы рассматривать? Будет ли вам комфортно в должности, которая потребует от вас посвятить, как минимум, 50% времени задачам, отличным от написания кода? Вероятно, вам также придется участвовать в работе с клиентами. Честно оцените, понравится ли вам выполнять обязанности, которых потребует от вас должность руководителя.
Чтобы стать лидером и заставить других следовать за вами, вы должны полностью посвятить себя своей руководящей роли и задачам организации. По существу необходимо прежде всего руководить собой, а затем уже другими. Если вы не склонны переходить на руководящую должность, то лучшее, что вы можете сделать, – вежливо отклонить предложение. Когда вы будете готовы взять на себя функции руководителя, то узнаете об этом. Пять принципов, изложенных выше, помогут вам определить, что момент настал.