Нужно ли строить собственную систему управления содержимым сайта? Или лучше воспользоваться существующей системой управления содержимым, такой как WordPress или Drupal? Рано или поздно вам придется задать себе эти вопросы, если вы владеете каким-нибудь сайтом. На сегодня CMS — важнейший инструмент для управления содержимым в Интернете, даже в небольших масштабах. Эта статья будет полезна тем, кто еще не решил, строить ли собственную систему CMS или использовать готовое решение.
Что такое CMS
Как видно из названия, «система управления содержимым» (CMS) — это платформа любого типа, обеспечивающая управление содержимым в сети. Обычно CMS содержит функции, систематизирующие и автоматизирующие процессы создания, публикации и упорядочения содержимого, такого как веб-страницы. Некоторые платформы CMS проектировались для управления иным содержимым, нежели публикуемое в Интернете, но сегодня, говоря о CMS, мы чаще имеем в виду общедоступные сети.
Раньше управлять веб-сайтами можно было вручную. Так называемые «веб-мастера» отслеживали статические HTML-файлы и использовали их для публикации новых страниц. Мастера публикации в общедоступной сети также управляли структурой и стилем содержимого, редактируя файлы вручную.
На сегодня такой метод в большинстве случаев устарел. Независимо от количества управляемых веб-страниц (несколько штук или несколько тысяч), CMS поможет избежать утомительной работы при обслуживании веб-сайта. Система позволит понизить планку требований к технической квалификации при управлении сайтом, исключив необходимость в программировании.
Вы можете выбирать из множества готовых решений CMS (https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_content_management_systems), но существуют веские причины, чтобы построить собственную систему CMS с нуля.
Прежде чем перейти к более сложным условиям, определяющим, нужно ли строить собственную CMS, перечислим очевидные факты.
Во-первых, проектирование собственной CMS отнимает время. Быстрее использовать готовую систему.
Во-вторых, построение собственной CMS обеспечивает больше гибкости и более широкие возможности настройки, хотя это преимущество может быть в значительной степени потеряно из-за обширной экосистемы подключаемых модулей некоторых популярных платформ CMS.
В-третьих, не нужно платить за лицензию самостоятельно построенной CMS. Конечно, время ваших программистов стоит денег, поэтому решение об экономической целесообразности собственной CMS зависит от того, сколько времени придется потратить на ее построение и обслуживание. Кроме того, существуют хорошие готовые бесплатные платформы CMS.
Вероятно, вы уже успели обдумать перечисленные выше вопросы. Теперь вспомним о факторах, которые вы могли упустить из виду.
Безопасность
Если вы создаете CMS самостоятельно, то должны сделать ее защищенной и поддерживать безопасность во время эксплуатации. Работая с готовой CMS, вы также несете некоторую ответственность за ее безопасность. Например, вы должны грамотно развернуть систему и регулярно применять исправления. Однако сторонние разработчики позаботятся о безопасности программного кода. Это не означает, что проблемы исключены, они наверняка возникнут, но, как правило, защитить готовую систему CMS проще.
С другой стороны, помните, что собственноручно разработанные CMS реже подвергаются атакам взломщиков. Злоумышленники наверняка не замедлят воспользоваться известной уязвимостью в популярной CMS, такой как WordPress, если своевременно не устранить ее. Но слабые места в самостоятельно построенной CMS гораздо реже становятся известны взломщикам. Кроме того, злоумышленники вряд ли захотят тратить время на поиск уязвимостей в специализированной CMS, так как выгода невелика (если, конечно, они не заинтересованы в проникновении именно в вашу компанию).
Удобство обслуживания
Трудозатраты на собственную CMS не ограничиваются лишь временем, необходимым для ее проектирования и построения. Вам также придется постоянно вносить изменения в программный код. Необходимо поддерживать совместимость системы с новыми средами развертывания, обеспечить ее масштабируемость, совершенствовать проект по мере появления новых требований и предпочтений и т. д.
При отсутствии собственных специалистов, которые могут взять на себя обслуживание, построение собственной CMS будет не лучшим выбором. Нет смысла нанимать временных разработчиков, чтобы они построили систему, которую вы не сможете поддерживать. Используя CMS, построенную кем-то другим, вы избегаете этой опасности, так как ее будет обслуживать поставщик. Конечно, есть риск, что разработчик прекратит поддержку, но в случает CMS с открытым программным кодом риск минимален, поскольку проект будут вести новые разработчики.
Проектирование
Для создания хорошей CMS требуется разнообразный набор технических знаний. Квалифицированные разработчики серверных компонентов обеспечат быстрое и эффективное функционирование CMS. Умелые разработчики интерфейсных компонентов добьются совместимости с разнообразными средами конечных пользователей. Кроме того, вам потребуются хорошие программисты, чтобы сделать работу с системой удобной для пользователей.
Прежде чем принять решение о проектировании собственной CMS, убедитесь, что располагаете достаточными ресурсами для разработки. Если ваши программисты сильны лишь в одной области, то вряд ли удастся получить CMS хотя бы близкую к вашим потребностям. В этом случае лучше использовать готовую CMS.
SEO
Если важно увеличить трафик вашего веб-сайта, то полезно оптимизировать поисковый механизм, для чего выполнить процесс, известный как SEO. Для SEO требуется особая квалификация, которой располагают не все компании. Это не означает, что готовые платформы CMS идеальны для SEO, несмотря на заверения поставщиков. Процесс поисковой оптимизации — тонкое искусство, и правильно реализовать его на сайте гораздо труднее, чем просто запустить подключаемый модуль SEO и следовать рекомендациям.
И все же, если в вашей группе разработчиков нет специалистов с глубоким знанием SEO, то готовая CMS, вероятно, будет полезнее, чем самостоятельно разработанная система.
Исключение составляет содержимое с особыми требованиями к SEO. Например, содержимое может быть на редком языке, не поддерживаемом стандартными средствами SEO. В этом случае, вероятно, придется строить собственную архитектуру SEO.
Итак, существует несколько веских причин построить собственную CMS и ряд доводов в пользу готовой платформы CMS, такой как WordPress или Drupal. Нет однозначного ответа для всех. Но, принимая во внимание такие факторы, как безопасность CMS, квалификация ваших разработчиков и необходимость SEO, вы сможете сделать правильный выбор.