Не стоит бояться своих цифровых двойников — давайте учиться жить в новом цифровом мире, соблюдая разумную осторожность

Большие риски больших данных
26.10.2020

Понимание цели сбора личных данных положительно влияет на готовность ими делиться. Для одобрения деятельности, связанной с использованием персональных данных даже в общественных интересах, молодым людям необходима уверенность в защищенности этих данных.

Наряду с огромными преимуществами для государства, бизнеса и общества, цифровизация несет и серьезные риски. Данные, питающие цифровые системы, стали их самым уязвимым местом.

Использование технологий искусственного интеллекта влечет за собой ряд серьезных рисков, указывал бывший зампредседателя Банка России Василий Поздышев в интервью агентству «Прайм». Это взлом нейросетей; создание фейковой реальности, включая формирование поддельных юрлиц и транзакций, наборов биометрических данных миллионов несуществующих людей; доступ с помощью искусственного интеллекта к элементам обучающей выборки, то есть к персональным данным граждан.

Чем больше информации можно найти о человеке в Интернете, тем выше для него риск столкнуться с мошенничеством или кражей цифровой личности. По данным «Лаборатории Касперского», почти каждый пятый российский пользователь находил в сети информацию о себе или своих близких, которую он предпочел бы не видеть в открытом доступе. 64% российских респондентов сообщили, что пытались удалять свои личные данные с сайтов или из социальных сетей. Почти половина не делали этого только потому, что не знали как.

Найти и удалить

Чем больше информации можно найти о человеке в Интернете, тем выше для него риск «утраты» своей цифровой личности

71% респондентов в опросе компании Accenture сообщили, что испытывают дискомфорт в случае, когда финансовые организации располагают информацией о них и их семьях, которую пользователи не предоставляли им сознательно. Да и необходимость предоставлять персональные или контактные данные, чтобы получить выгодные ценовые условия, начинает вызывать отторжение. В то же время люди гораздо охотнее делятся личными данными, когда понимают, как будут использоваться эти данные и что они получат взамен.

Свыше 70% респондентов готовы делиться большим количеством информации о себе при условии, что им расскажут о ее дальнейшем использовании. К примеру, информацией о доходе, текущем местоположении, привычках и образе жизни не против делиться в среднем 60% опрошенных. В обмен на персональную информацию потребители рассчитывают на снижение стоимости услуг. К примеру, большинство (79%) готовы рассказать о себе взамен на признание их более благонадежными, чем в среднем по рынку. И 81% готовы предоставить банкам сведения о своей локации и образе жизни в случае более быстрого одобрения займов.

Данные в обмен на скидку

Чтобы получить определенную выгоду, люди готовы более открыто вести себя в социальных сетях

67% участников последнего исследования «Лаборатории Касперского» сказали, что предоставят доступ к своему аккаунту в соцсети, чтобы получить скидку на товары, 62% — чтобы добиться желаемой вакансии, 48% — чтобы снять более комфортное жилье.

Цель имеет значение

Понимание цели сбора персональных данных — один из важных факторов готовности делиться ими с государством

Готовность передавать персональные данные государству тоже не является безусловной. Понимание цели сбора персональных данных — один из важных факторов готовности граждан делиться ими с государством. Так, проведенный в апреле опрос исследовательского холдинга «Ромир» показал, что 69% москвичей готовы пожертвовать некоторыми своими правами, если это поможет сдержать распространение коронавируса.

Всероссийский опрос, проведенный РВК и Институтом национальных проектов в июле — августе 2020 года, показал, что подавляющее большинство граждан допускают сбор персональных данных для обеспечения эпидемиологической и общественной безопасности. В частности, считают допустимым: обеспечение общественной безопасности за счет использования распознавания лиц с камер наружного видеонаблюдения (76%); сбор информации о контактах для выявления потенциально зараженных (66%); сбор персональных данных для выдачи цифровых пропусков во время пандемии для контроля за перемещениями граждан (54%).

Для одобрения деятельности, связанной с использованием персональных данных даже в общественных интересах, необходима уверенность в защищенности этих данных. Между тем лишь 30% россиян считают, что персональные данные, собираемые государством, достаточно защищены. Причем больше всего придерживается этого мнения молодежь — его высказали более половины респондентов в возрасте 18–22 лет (54%). Среди 45–60-летних так считают только четверть.

Мнение о недостаточной защищенности персональных данных имеет под собой основания: утечки происходят регулярно; число жалоб в отношении защиты персональных данных растет; а законодательство недостаточно сбалансировано в пользу прав и возможностей граждан по управлению такими данными.

Чувство незащищенности

Для одобрения деятельности, связанной с использованием персональных данных даже в общественных интересах, необходима уверенность в их защищенности

По мнению экспертов, с ростом объема собираемой информации недостаточная защита персональных данных может приводить к возникновению общественного недовольства и распространению личных стратегий по их сокрытию. Люди считают важным сохранять контроль над своими данными.

Даже ради обеспечения безопасности люди не готовы передавать любые данные о себе. Более половины россиян (55%) считают, что граждане сами должны выбирать, к каким данным у государства может быть доступ. При этом значительным доверием пользуются онлайн-сервисы (59%).

Любопытно, что даже при условии анонимности люди склонны гораздо больше доверять конкретным людям, а не институтам. Например, разрешить доступ к данным о здоровье, питании и физической активности своему лечащему врачу готовы 64%, а вот медицинским учреждениям в целом — только 37%.

Кому можно доверить самые ценные данные

Люди склонны гораздо больше доверять людям, а не институтам

Благодаря повсеместному использованию социальных сетей и возможности интеллектуальной обработки больших данных, в повседневную жизнь незаметно проникают социальные рейтинги. К примеру, финансовые организации автоматически анализируют открытую информацию о пользователе и на ее основе принимают решения о предоставлении ему того или иного сервиса.

По данным глобального опроса «Лаборатории Касперского», 18% пользователей во всем мире хотя бы раз испытывали проблемы с доступом к финансовым услугам из-за информации, размещенной ими в социальных сетях. Треть этой группы составили молодые и активные пользователи Интернета в возрасте 25–34 лет. Каждый пятый респондент отмечал, что уже сталкивался с так называемым социальным рейтингом — системой оценки потенциала человека на основе его поведения в сети, круга общения и прочих факторов. Чаще всего потребители сталкиваются с социальным скорингом, когда пытаются получить финансовые услуги (57%), услуги страхования (40%), здравоохранения (40%), а также во время онлайн-шопинга (48%). При этом не всегда понятно, насколько справедливы такие оценки и какие именно факторы учитываются при их составлении. 45% респондентов признались, что не понимают, как работают подобные метрики. Кроме того, основанные на автоматизированных алгоритмах технологии социальных рейтингов могут быть уязвимы для различных манипуляций, не застрахованы от ошибок и разнообразных типов атак, что может приводить к неоправданному повышению или занижению рейтинга. Известны случаи, когда алгоритмы делали некорректные выводы на основе статистических обобщений. О рисках предвзятости искусственного интеллекта говорят и эксперты в области медицины.

Сегодня многие стараются ограничить доступ к информации о себе в социальных сетях, но в то же время все больше занятий теперь проходит в виртуальном пространстве. В период самоизоляции, когда поддерживать связь с внешним миром можно было только онлайн, вопрос безопасности стал актуален для всех.

Но риски рисками, а большинство молодых людей привыкли общаться с близкими в Интернете.

По данным опроса «Лаборатории Касперского», проведенного совместно с компанией Sapio Research в мае — июне 2020 года, 55% молодых людей в возрасте от 25 до 34 лет теперь чаще всего общаются с друзьями и родственниками в Интернете, а не лично. После начала самоизоляции экранное время этой группы респондентов выросло в среднем почти на 2 часа и теперь составляет 7,1 часа в день.

Молодежь сильнее всего ощутила изменения в своей жизни из-за борьбы с коронавирусом. Так, 33% из них посещают онлайн-уроки вместо очных занятий или лекций, 53% предпочитают шопинг в Интернете походам в торговые центры, а 18% делают выбор в пользу виртуальных туров по городам и музеям. Стиль работы также изменился: 40% миллениалов рассказали, что перенесли в цифровое пространство совещания с коллегами.

Вместе с тем полная погруженность в цифровой мир многих настораживает. Так, 61% молодых людей обеспокоены тем, что свидания все чаще проходят в онлайне, а 41% — тем, что гораздо больше времени проводят на стриминговых и игровых платформах.

Цифровой след уже стал нашей реальностью, так что, несмотря на все связанные с ним риски, не стоит бояться сбора персональных данных. Придется учиться жить в новом цифровом мире, соблюдая разумную осторожность.

Больше информации об интересных событиях, тенденциях и фактах в сфере цифровой экономики, мнений экспертов, а главное — ярких рассказов о решениях на основе данных в социальной сфере, здравоохранении, культуре, образовании, благотворительной и волонтерской деятельности, читайте в новом проекте «DobroData. Данные на службе добра». Пусть тех, кто умеет делать мир лучше, станет больше! Возрастная маркировка: 12+