Амбициозные руководители Electronic Arts, купив в 2006 г. шведскую студию DICE -- разработчиков всемирно известной серии шутеров Battlefield, твердо вознамерились свергнуть нынешнего короля жанра, «вечнозеленый» Call of Duty (CoD). И планомерно, шаг за шагом они движутся к этой цели, с каждой следующей Battlefield отхватывая часть аудитории у детища Activision. Сможет ли только что вышедшая Battlefield 3 (BF3) стать новой королевой? Полагаем, у нее для этого есть все необходимое.
Золотой стандарт
Про мультиплеер BF3 можно на самом деле исписать тома, но игрокам, вообще незнакомым с серией, для начала достаточно будет и трех фактов: до 64 (!) бойцов в одном раунде, широкий выбор управляемой военной техники -- от квадроциклов до реактивных истребителей, полностью разрушаемое окружение. Для сравнения: в грядущей Call of Duty: Modern Warfare 3 (CoD: MW3) будет максимум 18 игроков в бою, слабенькие (это уже видно из промо-роликов) физика и интерактивность карт, а уж про то, на чем дадут (или не дадут!) покататься и полетать в онлайне, разработчики и вовсе деликатно умалчивают. Видимо, нечем поразить конкурентов. Ну и, разумеется, боевые действия в BF3 изображены едва ли не на порядок честнее, реалистичнее, чем в MW3: это относится и к характеристикам оружия, и к живучести техники и бойцов, и даже к такой не сразу заметной мелочи, как скорость передвижения солдата на своих двоих. Конечно, здесь вам не Red Orchestra 2, в которой новички мрут пачками в первые же секунды боя, но по сравнению с CoD -- небо и земля!
Система классов в BF3, которая была переработана после BF: Bad Company 2, теперь напоминает… BF 2142! Как говорится, все новое -- это хорошо забытое старое. Медики (Medic) уступили свое место бойцам поддержки (Support) с пулеметами, а аптечка и дефибриллятор «по наследству» перешли к штурмовикам (Assault). Класс инженеров (Engineer) в целом остался без изменений, а вот разведчики (Recon) обзавелись уникальной возможностью: при определенных условиях они могут устанавливать точку респауна (повторяющееся появление какого-либо объекта или персонажа игрового мира, происходящее в определенном месте игрового пространства) для всего отряда в любой точке карты. Последнее, как уже очевидно из опыта сетевых баталий, делает схватки более динамичными и непредсказуемыми, на порядок добавляя интерес к сражениям.
Хотя игровых режимов и немного (всего пять), среди них нет откровенно идиотских, вроде забегов с топорами в CoD: Black Ops. По два Deathmatch’a и Rush’а -- командный и отрядный, и классика серии, ее сияющая вершина -- Conquest с максимумом бойцов, техники и разрушений на карте. Ломать здесь очень даже есть что: из девяти огромных «полей» как минимум пять являются городскими или плотно застроенными, так что несложно в полной мере реализовать свои деструктивные наклонности. Как пелось в одной песне, «лучший вид на этот город -- если сесть в бомбардировщик!». И судя по тому, что творится на серверах EA, многие игроки с радостью подписались бы под этой строкой. Однако -- вот удивительно! -- на всех картах прекрасно играется и без техники, только со стрелковым оружием, разве что иногда ощущается… эээ… излишний простор. Великолепный баланс, сильно не преувеличу, если скажу, что дизайнеры уровней и тестеры DICE заслужили твердую 5+ за каждую из локаций, вошедших в финальный релиз игры. А тем временем на горизонте уже замаячил первый DLC (загружаемый через Интернет медиаконтент) -- Back to Karkand. Он добавит в BF3 четыре самые популярные карты из старого-доброго BF2: Gulf of Oman, Wake Island, Sharqi Peninsula и, не побоюсь этого определения, культовую Strike at Karkand… В общем, есть где развернуться любителям сетевых сражений, а будет еще больше и лучше, скучать явно не придется.
Продуманная кастомизация оружия, техники и личного снаряжения игрока, которой игры серии Battlefield всегда выгодно отличались от конкурентов, в BF3 стала еще глубже. Здесь не занимаются такой ерундой, как рисование смайликов на прикладах или магазинах (привет, Black Ops!), и не красят форму игрока в гламурный розовый цвет (Halo улыбается и машет ручкой), зато с легкостью -- достаточно лишь правильно выбрать модернизации -- превращают один и тот же «ствол» из почти дробовика, незаменимого в ближнем бою, в почти снайперскую винтовку, чуть-чуть не уравнивая штурмовика и разведчика. То же самое и со снаряжением: перебирая гаджеты, можно сделать из вашего бойца как «ходячий хаос», невероятно усилив его боевую мощь, так и доброго доктора Айболита для всего отряда. Казалось бы, ничего особенного в этом нет -- в наше время любой разработчик старается максимально побаловать игрока различными улучшениями, анлоками (модулями для оружия), перками (личными усилениями). И чем больше, тем лучше! Но, повторюсь, BF3 приятно удивляет именно качеством исполнения и продуманностью системы развития игрока в целом.
Венчает эту красоту абсолютно новая оболочка для мультиплеера -- «социальная сеть игроков в Battlefield» под немудреным названием Battlelog. Пока она полностью бесплатная в отличие от Call of Duty: Elite. Но не будем зарекаться, мало ли как потом дело обернется? Предлагаемый Battlelog набор функций абсолютно стандартный (сортировка матчей по типам, просмотр статистики, возможность игры с избранными друзьями и т.п.), никаких особых неудобств для игрока я не заметил, так что ставим мысленно галочку и спокойно идем дальше. Прикрутили еще один недоFacebook к потенциальному блокбастеру, ну куда сейчас без этого? Банальщина, можно даже сказать, рутина…
Оба хуже!
«А что там с одиночной кампанией? -- спросят наиболее осведомленные читатели. -- Ведь обещали наконец-то сделать не хуже, чем в Call of Duty!» Отвечаю: да, сделали, и даже обещание свое выполнили, но радости от этого вам не будет никакой. Потому что, к примеру, сюжет BF3 лучше сюжета MW3 настолько, насколько, извините, фантазии параноика лучше бреда законченного шизофреника. Если сомневаетесь, просто наберите в любом поисковике «Modern Warfare 3 сюжет», прочитайте и ужаснитесь этой «психиатрии». А про BF3 достаточно знать то, что все действо закручено вокруг похищенных русских ядерных боеголовок. Свежо и оригинально, что тут еще скажешь! Зато интерактивность локаций, физика окружающего мира, детально проработанное оружие и прочие лакомые «вкусности» почти без сокращения и урезания перекочевали из мультиплеера в одиночную игру. Так что в этом отношении детище DICE безусловно дает 100 очков вперед конкурентам. В итоге, по-моему скромному мнению, конечно же! одиночная кампания BF3 получилась лучше, чем в любой CoD, геймплей гораздо интереснее, благодаря возможностям, предоставляемым более технически совершенным движком игры. Но почему, почему они не написали более захватывающий сценарий, скажем, про бойцов частной военной кампании, военный переворот в Африке и все в таком духе?!
Тяжелая поступь прогресса
Визуально новая BF выглядит так, что многие горячие головы поспешили объявить ее «первой настоящей DirectX 11-игрой» Это, естественно, преувеличение. На самом деле пальма первенства здесь принадлежит Metro 2033. Однако причины подобных восторгов понятны, достаточно просто осмотреться в игре 5--10 мин. И то же самое с физикой: когда можно было не только сравнять весь уровень под ноль, но еще и в реальном времени подсчитывать повреждения, наносимые солдатам и технике падающими обломками? Да-да, вы правильно догадались, теперь можно в буквальном смысле слова похоронить противника, удачно обвалив на него кусок стены или потолок комнаты! Уместно ли тут сравнение с CoD, «славящейся» своими пуленепробиваемыми мусорными контейнерами и снарядоустойчивыми клумбами? Вопрос, конечно же, чисто риторический… На другой чаше весов -- высокие системные требования (рекомендуется видеоплата, поддерживающая DirectX 11 с 1 Гбайт памяти)… и отсутствие поддержки DirectX 9, а значит, стойким приверженцам Windows XP вход на «поле сражения» заказан. И теперь у них как раз и появится хороший повод сменить ОС -- вопрос, что называется, назрел.
Когда и ум, и сердце солидарны в выборе…
Читая статью, вы могли заметить, что я заранее отдаю победу BF3, даже еще не увидев MW3. И это не случайно: в то время как DICE постоянно совершенствует Battlefield и идеологически и технически, Activision со своими многочисленными студиями-разработчиками -- у семи нянек дитя без глазу! -- загнало серию CoD в непроходимое рельсово-скриптовое болото, а мультиплеер прирастает исключительно ерундой, вроде совместного истребления зомби. Проблема в том, что, как говорится, публика любит и требует сюжеты, «отдающие клиникой», идиотские Deathmatch с топорами и «крестик» прицела в форме смайлика. Вот почему я уверен, что и в этом году популярность новой BF будет по-прежнему меньше, чем у CoD: слишком модернизировано, слишком сложно, слишком умно! Но именно поэтому я выбираю BF3, нисколько не интересуясь тем, что там предложат визави DICE из Activision/Infinity Ward. Ну а вы, как обычно, сами решайте, что вам ближе. О вкусах не спорят…
Системные требования: Core 2 Duo-2000 (рекомендуется Core 2 Quad), 2-Гбайт ОЗУ (рекомендуется 4-Гбайт), видеоплата, совместимая с DirectX 10 или 11 и с 512 Мбайт памяти (рекомендуется видеоплата, совместимая с DirectX 11 и с 1 Гбайт памяти), 15 Гбайт для дисковой или 10 Гбайт для цифровой версии свободного дискового пространства, звуковая плата. Программа работает в среде Windows Vista/7 -- операционная система Windows XP не поддерживается. Для любой конфигурации необходимо интернет-соединение не хуже 10 Мбит/с для активации игры и загрузки обновлений. Также обязательно наличие действующего аккаунта в системе EA Origin.
Разработка: EA Digital Illusions Creative Entertainment (EA DICE)
Издание: Electronic Arts