В статье описана компьютерная технология подготовки производства конических и гипоидных зубчатых колес, которая предназначена для расчета наладок зубообрабатывающего оборудования и для анализа работы зубчатых передач.

Правильно спроектированные и правильно изготовленные конические и гипоидные передачи с круговыми понижающимися зубьями обладают высокой несущей способностью в сочетании со слабой чувствительностью к монтажным погрешностям.

Принципиальная схема формообразования боковых поверхностей зубьев этих колес такова, что их зацепление является приближенным. Иными словами, эти колеса не могут передавать строго равномерное вращение, даже будучи идеально изготовлены и идеально собраны. Степень неравномерности передачи вращения зависит от формы контактирующих зубьев, а форма - от значений технологических параметров (наладок), при которых обрабатывались поверхности зубьев.

От значений технологических параметров зависит не только ошибка в законе передачи вращения, но и многие другие факторы, определяющие работу зубчатой пары, а именно, размеры, форма и положение пятна контакта на боковых поверхностях контактирующих зубьев, благоприятное (без удара) или неблагоприятное пересопряжение зубьев, несущая способность зубчатой передачи и др.

Несмотря на широкое применение конических и гипоидных передач с круговыми понижающимися зубьями, подбор значений технологических параметров процессов обработки боковых поверхностей зубьев, обеспечивающих заданное качество зубчатой передачи, до сих пор граничит с искусством и требует высокой квалификации и большого опыта инженера-технолога. С появлением вычислительной техники традиционная схема отладки зубчатой пары на основе натурных испытаний претерпела серьезные изменения. Суть этих изменений связана с тем, что у ведущих производителей (американская фирма Gleason, немецкая фирма Klingelnberg) накоплены математические модели. За счет этого с помощью средств вычислительной техники удается резко сократить время, затрачиваемое на натурные испытания. Кроме того созданы методики целенаправленного поиска наладок, гарантирующих заданное качество передачи.

В МГТУ "Станкин" создана компьютерная технология, поставляемая в виде системы "Эксперт", которая позволяет рядовому инженеру принимать грамотное решение при выборе технологических параметров, основанное на результатах компьютерного анализа работы зубчатой передачи в условиях, близких к эксплуатационным. Собственно система "Эксперт" состоит из четырех частей:

  • синтеза конических и гипоидных передач по заданным условиям контакта и предварительного анализа зацеплений;
  • моделирования процессов обработки боковых поверхностей зубьев;
  • уточненного анализа зацепления;
  • анализа работы зубчатой передачи под нагрузкой.

Отечественные и зарубежные алгоритмы синтеза передачи по условиям контакта в расчетном положении колес отличаются лишь деталями [1 -3]. Все подобного рода алгоритмы грешат тем, что рассчитанные по ним наладки обеспечивают требуемое качество зацепления лишь в малой окрестности расчетной точки контакта. Однако, с помощью программы синтеза легко вести поиск удовлетворительного набора наладок в интерактивном режиме, поскольку эта программа производит расчет варианта почти мгновенно.

Рисунок 1.

Входные данные состоят из конструкторских и технологических данных, а также из условий синтеза. Первые две группы величин обычно указываются на чертежах и, как правило, не подлежат корректировке. Третья группа величин - это параметры, варьируя которыми расчетчик подбирает набор значений наладок, обеспечивающих удовлетворительное качество зацепления. В третью группу данных входят следующие характеристики:

  1. Dr и Dv - взаимно перпендикулярные смещения, определяющие положение расчетной точки P(2) на боковой поверхности зуба колеса относительно средней точки M(2), лежащей на образующей делительного конуса колеса на среднем конусном расстоянии Lm (рис.1); причем под расчетной точкой мыслится центр будущего пятна контакта;
  2. отношение длины F мгновенной контактной площадки в расчетной точке к ширине b зубчатого венца колеса (рис.2);
  3. угол lp между траекторией движения точки контакта по боковой поверхности зуба и перпендикуляром к линии зуба в расчетной точке P(2) ;
  4. допустимая ошибка в угловом положении колеса при работе одной пары зубьев.

Рисунок 2.

Для удобства пользователя в состав системы "Эксперт" включены средства оценки качества зацепления. К ним относятся: кривая Бакстера - график ошибки в угловом положении колеса в зависимости от угла поворота шестерни за время работы одной пары зубьев, траектории точек контакта и пятна контакта на поверхностях контактирующих зубьев, аппроксимированных эллиптическими параболоидами.

Входные данные
Конструкторские данные Шестерня Колесо
Число зубьев 11 41
Средний нормальный модуль, мм 2,9541 -
Межосевой угол 90о -
Угол наклона спирали 35о 35о
Направление спирали Левое  
Ширина зубчатого венца, мм 27,03 27,03
Угол ножки зуба 1о 41' 0'' 3о 51' 3''
Высота головки на внешнем торце, мм 5,24 2,061
Высота ножки на внешнем торце, мм 2,87 6,05
Технологические данные
Способ нарезания Односторонний Двусторонний
Диаметр резцовой головки, мм 152,4 -
Угол наклона режущей кромки:    
внутреннего резца 21о 30' 20о
внешнего резца 18о 30' 20о
Развод резцов, мм - 2,79
Толщина слоя краски, мм 0,005 -

Анализ назван предварительным по той причине, что в нем анализируется контакт не истинных боковых поверхностей зубьев, а их заменителей - эллиптических параболоидов. Истинная боковая поверхность зуба, изготовленная на станке без каких бы-то ни было погрешностей, совпадет со своим заменителем лишь в окрестности расчетной точки. Эта окрестность существенно меньше того рабочего участка поверхности, где происходит контакт зубьев. Поэтому по предварительному анализу еще нельзя достоверно судить о качестве зацепления. Но если результаты этого анализа окажутся неудовлетворительными, то нет смысла переходить к следующим этапам расчета, так как плохое качество контакта заменителей может лишь усугубиться при переходе к истинным поверхностям. В этом случае необходимо надлежащим образом изменить условия синтеза и получить новые значения наладок. Эту операцию следует проводить до тех пор, пока результаты анализа контакта эллиптических параболоидов не окажутся удовлетворительными, а именно, пока пятно контакта не окажется заданных размеров и заданного положения.

В качестве примера в таблице приведены входные данные для конической передачи с числами зубьев 11 и 41. Условия синтеза здесь таковы: смещение расчетной точки: вдоль образующей делительного контура - 0, перпендикулярно образующей - 1,2 мм; отношение длины контактного эллипса к ширине зубчатого венца - 0,4 мм; угол между траекторией точки контакта и перпендикуляром к линии зуба - 700; допуск на неравномерность передачи вращения при работе одной пары зубьев - 0,014 мм

Вторая часть компьютерной системы "Эксперт, предназначена для получения истинной формы боковых поверхностей зубьев. Предусмотрены две модели процесса формообразования боковых поверхностей зубьев: модель огибания (быстрая, но менее точная) и модель обволакивания (медленная, но более точная). В разнообразных прикидочных расчетах следует использовать первую модель, а окончательные расчеты проводить по второй модели.

Cопоставляя эти результаты, с теми, что приведены на рис.3, видим, что форма и амплитуда кривой Бакстера почти не изменились. Что же касается пятен контакта, то различие имеется, пятна получились такими, как будут в натурных испытаниях.

Четвертая часть системы "Эксперт" предназначена, как уже говорилось, для анализа работы передачи под нагрузкой. Приведенные результаты получены при следующих данных: передаваемый момент М= 150000 Нмм, коэффициент Пуассона равен 0,3 (для обоих тел), модуль упругости - 2,1(105 Н/мм2, максимальное давление - 1505 Н/мм2.

Двухпарный контакт возникает при пересопряжении зубьев, когда одна пара зубьев еще не вышла из зацепления, а вторая уже вошла.

Система "Эксперт" позволяет определять момент M, передаваемый каждой их двух одновременно контактирующих пар зубьев. Для рассматриваемой передачи на рис.7 красной линией показана зависимость передаваемого момента М от угла f(1) поворота шестерни для одной пары зубьев на всем интервале ее работы. Горизонтальный участок соответствует однопарному зацеплению. Зеленая линия дает значения передаваемого момента для пары, выходящей из зацепления, а синяя - для входящей в зацепление.

Рисунок 7.

На рис.8 показан график изменения максимального давления по мере поворота шестерни.

Система "Эксперт" позволяет учитывать технологические [4] и монтажные погрешности [5]. Пример синтеза и анализа гипоидной передачи приведен в работе [6].

Рисунок 8.

Насколько известно авторам, описаний алгоритмов, на которых построены зарубежные программные комплексы синтеза и анализа конических и гипоидных колес с круговыми зубьями таких всемирно известных фирм как Gleason и Klingelnberg, в открытой печати не существует (вероятно по коммерческим соображениям). Однако некоторые наши предприятия в свое время приобрели отдельные версии этих комплексов. Как правило, в комплекте поставки отсутствуют описания алгоритмов. Результаты анализа зацепления, получаемые по этим комплексам, внешне совпадают с результатами нашего предварительного анализа, из чего можно предположить, что в этих комплексах анализируется контакт лишь на уровне вторых производных (кривизн).

Предлагаемая система "Эксперт" имеет то преимущество перед зарубежными аналогами, что в ней анализируется контакт истинных боковых поверхностей зубьев, а не их упрощенных моделей. Это обеспечивает большую достоверность получаемых результатов.

Еще одно преимущество предлагаемой компьютерной системы "Эксперт" состоит в том, что она позволяет быстро рассчитывать контактные давления с точностью, не уступающей зарубежным аналогам, что дает возможность оптимизировать наладки по критерию максимального давления.


Литература

  1. Медведев В.И., Шевелева Г.И. Синтез конических зубчатых передач на основе теории квазилинейного контакта. - Проблемы машиностроения и надежности машин, 1996, #2.
  2. Шевелева Г.И., Гундаев С.А., Погорелов В.С. Численное моделирование процесса обработки конических колес с круговыми зубьями. - Вестник машиностроения, 1989, #3.
  3. F. Litvin, Y. Zhang. Local Synthesis and Tooth Contact Analysis of Face-Milled Spiral Bevel Gears. Technical Report for NASA,1991.
  4. Шевелева Г.И., Волков А.Э. Оценка влияния технологических погрешностей на качество зацепления круговых зубьев конических зубчатых передач. - Вестник машиностроения. 1995, #7
  5. Шевелева Г.И., Шухарев Е А. Области допустимых значений монтажных погрешностей конических зубчатых передач с круговыми зубьями. - Вестник машиностроения, 1995, #8
  6. Шевелева Г.И., Волков А.Э. Медведев В.И, Шухарев Е.А. Компьютерное моделирование конических и гипоидных зубчатых передач. - Конверсия в машиностроении, 1997, #7.