Издатели World Wide Web обнаружат, что проще добавить к своим WWW-страницам третье измерение с помощью инструмента, созданного автоматически преобразовывать двухмерные Web-страницы в трехмерную "виртуальную реальность".

"Этот способ исключает использование дорогого собственного ПО и необходимость уделять этому процессу много времени", - считает Эрик Олингер, президент компании Tenet Networks. Tenet разработала ПО и передала лицензию на его распространение компании WebMaster.

VRServer берет информацию, записанную на языке гипертекстовой разметки документов HTML (Hypertext Markup Language), стандартном языке, используемом для форматирования Web-страниц, и "переводит" ее на язык моделирования виртуальной реальности VRML (Virtual Reality Modeling Language). Язык VRML представляет собой набор расширений для HTML, который может быть просмотрен с помощью специального дополнительного расширения к стандартным программам просмотра Internet. VRML-код можно отобразить на любом стандартном ПО Web-сервера.

Вместо того, чтобы смотреть на двухмерную "страницу", как это происходит при использовании обычного Web-узла, пользователи могут рассматривать VRML-документы, производящие впечатление трехмерных, под любым углом зрения и проходить их насквозь, регулируя все свои маневры с помощью мышки или джойстика.

Эффект подобен тому, который создает программа "сквозного пролета", используемая в архитектуре, технике и дизайне. Добавление к странице функциональных возможностей языка VRML напоминает использование новейшей технологии спецэффектов в кино.

Как только в документы на языке HTML вносятся изменения, аналогичные изменения автоматически вносятся и в эквиваленты соответствующих документов на языке VRML. Пользователи, которые хотят получить преимущества как HTML, так и VRML, не должны для этого поддерживать два самостоятельных узла.

"Это средство все сделает за вас. Это просто поразительно", - с энтузиазмом восклицает Майкл Коулман, художественный директор компании Internet Shopping Network, которая продает 40000 потребительских и компьютерных продуктов, пользуясь для этого сетью Internet (http://www.internet.net).

"У меня есть сервер Silicon Graphics, который будет проводить сложное моделирование. Однако это средство дает возможность выполнять аналогичную работу. Это очень просто", - говорит Коулман.

Как только HTML-документы отправлены, VRServer пропускает их через фильтр, который создает для них один из четырех интерьеров: простую комнату, средневековую крепость, космический корабль или офис.

По словам Олингера, текст и изображения, которые включаются в исходный HTML-документ, представлены в виде картины, появляющейся на стене VRML-помещения.

Пользователи VRServer могут изменять изображения, которые он создает. Они могут также формировать свои собственные шаблоны для VRML-документов.

Программа стоит 249 долл., выполняется под Windows NT и доступна в настоящее время в Internet на домашней странице компании WebMaster (http://www.webmaster.com/).

Программа включает отдельный модуль для авторских VRML-документов, которые работают под Windows NT или под Windows 95.


 

Программы просмотра VRML-документов в среде Web

Для просмотра VRML-документов не нужна сверхгигантская рабочая станция или высокоскоростная связь с Internet. Модем и ПК, которые стоят на вашем рабочем столе уже сейчас, по-видимому, прекрасно подойдут для этой цели.

Язык VRML был разработан в компании Silicon Graphics. Это простой язык, похожий на HTML, используемый для определения объектов таким образом, чтобы они выглядели трехмерными. Это означает, что пользователи могут "пролетать" сквозь них и рассматривать объекты со всех направлений. VRML посылает информацию о "пространстве" по модемной линии в вашу локальную систему, которая затем обрабатывает перемещение сквозь пространство виртуальной реальности. Объем информации, необходимой для описания пространства виртуальной реальности может быть небольшим, но тем не менее больше, чем требуется для описания традиционной двухмерной Web-страницы. Однако типичные документы имеют более солидные размеры для того, чтобы приспособиться к более богатым графическим возможностям.

Для рассмотрения VRML-объектов необходим процессор мощнее, чем для просмотра обычных Web-страниц. Компания WebMaster, которая создает ПО для VRML, рекомендует, по крайней мере, персональный компьютер класса 486/50 МГц. Напомним, что ПК класса 386 хорошо подходит для просмотра стандартных двухмерных Web-страниц.

Список программ просмотра VRML, многие из которых бесплатны или условно бесплатны, можно найти на форуме VRML (http://vrml.wired.com/) или репозитарии VRML. Многие из них функционируют как дополнительные модули к Mosaic или Navigator компании Netscape.

Как только программа просмотра VRML установлена, вы можете выразить желание с ее помощью что-нибудь посмотреть. VRML-узлы на Web включают в себя демонстрационные программы компании WebMaster (http://vrml.webmaster.com). На Internet имеется также отличная страница Virtual SoMa (http://www.hyperion.com/planet9/vrsoma.htm). Она представляет собой трехмерную модель секции SoMa в Сан-Франциско (SOuth of MArket Street - остроумно, не правда ли?). Этот узел был подготовлен компанией, занимающейся компьютерной анимацией - Planet 9 Studios.

- Митч Вагнер