Когда месяц назад в Internet появилась запрещенная книга, написанная личным врачом бывшего президента Франции Франсуа Миттерана, власти оказались бессильны что-либо предпринять.
Французский суд запретил продажу этой книги, содержавшей информацию о тяжелом характере протекавшего у бывшего президента Франции рака, которую тот скрывал от общественности, по мнению суда, поскольку она нарушала права человека о защите информации, носящей личный, конфиденциальный характер. Но распространение этой книги по сети не попадает под действие принятого судебного решения.
Члены семьи Миттерана решили не выдвигать иск по этому делу, тем более, что судебные представители считают, что существующий закон о печати не предусматривает мер привлечения к ответственности владельцев киберкафе, в котором появилась книга.
Случай с Миттераном и недавние инциденты в Германии, Японии и на Тайване поставили вопрос о некоторых особенностях ответственности за политические высказывания, клевету и за нарушение авторских прав в киберпространстве. Во всем мире законодатели, компьютерные компании и заинтересованные граждане сталкиваются с проблемами, как адаптировать существующие правила к виртуальному миру - и вообще, возможно ли это.
"Сегодня день в Канаде невозможно установить, кто несет ответственность за информацию, распространяемую по Internet, поскольку в нашей стране не существует законов, хоть в какой-то мере регулирующих деятельность Internet", - считает Роберт Касюи де Линвал, юрист Martineau Walker.
В странах Европы и Азии, правительственные чиновники и представители компаний высказывают сходные замечания. "В Голландии никакие законы нельзя применить к Internet", - заметил Грэхам Уилсон, менеджер по маркетингу EUNet Europe из Амстердама.
При обсуждении материалов, распространяемых по Internet, как отмечает Раймонд Там, старший помощник секретаря по культуре и отдыху правительства Гонконга, "очень трудно применять какие-то меры воздействия. Если журнал классифицируется как непристойный, вы можете упаковать его специальную обложку, сделав на ней соответствующее предупреждение - в Internet же так поступить невозможно". Уголовные кодексы во многих странах мира были приняты в то время, когда сети Internet как средство глобальных коммуникаций и поддержки электронной коммерции еще не существовало и, вообще говоря, поэтому не могут применяться к Internet и, соответственно, не могут определять статус провайдеров доступа или провайдеров информации Internet.
Как результат, правительства во всем мире изучают вопрос, можно ли рассматривать провайдеров в качестве служб связи - аналогично телефонным компаниям - или издательствам, несущим ответственность за распространяемую информацию.
Возникающие вопросы вызывают определенную тревогу у борцов за гражданские права, связанную с распространением цензуры.
Судебные власти Германии, например, проводят расследование распространения запрещенной детской порнографии и неонацистской пропаганды по Internet. В рамках этого расследования они исследуют вопрос, могут ли провайдеры нести ответственность в соответствие с уголовным законодательством этой страны.
"Мы хотим определить, оказывают ли компании, обеспечивающие доступ к Internet "осознанную" помощь в распространении запрещенных материалов, имеют ли они возможность определить, какие материалы передаются и имеются ли у них технические средства, позволяющие прекратить это распространение", - сказал Хуберт Джобски, юрист из Манхейма.
В ответ на эти требования и замечания со стороны судебных властей о том, что провайдеры должны нести ответственность за распространение запрещенных материалов, такие сетевые службы как CompuServe и T-Onlaine компании Deutsche Telekom запретили доступ к сомнительным узлам в Германии.
Судебные власти Мюнхена тем временем ожидают заключения экспертов о том, есть ли техническая возможность для оперативных сетевых служб частично блокировать узлы Web.
Отдавая отчет о неопределенности с юридической точки зрения ситуации в киберпространстве, немецкое правительство сообщило, что готовит национальный "закон о мультимедиа", который определит юридические рамки для новых служб, включая Internet. Как отметил представитель Министерства экономики, предполагается, что закон установит меру ответственности.
Что касается отношений с экономическими партнерами во всем мире, Юрген Руттгерс, глава Министерства по науке и технологиям, планируется проведение дискуссии о регулировании деятельности на Internet на следующей встрече министров, курирующих вопросы науки, стран Большой Семерки.
"Нам необходимо международное законодательство, позволяющее проводить расследование преступлений, касающихся Internet", - сообщил Руттгерс в своем выступлении в Бонне.
Основы подобного законодательства уже выработаны на другой стороне Атлантики. Законодатели Конгресса США уже приняли билль, освещающий основные аспекты телекоммуникационной реформы, определяющий как уголовное преступление деятельность, связанную с распространением для несовершеннолетних "непристойной" информации по Internet. Нарушителям грозит тюремное заключение и штраф в 250 тыс. долл.
Однако постановление не может быть применено к провайдерам сервиса, поскольку они не несут ответственность за информацию, передаваемую через их службы.
Тем не менее, постановление, получившее название Communications Decency Act (CDA) уже вызвало протест различных групп, защищающих гражданские права, считающие, что этот акт нарушает Первую Поправку к Конституции США, касающуюся свободы слова.
Центр по Демократии и Технологиям планирует подать иск, оспаривающий правомерность этого закона. К нему планирует присоединиться Американская Библиотечная Ассоциация, а также небольшие провайдеры информации для Internet и другие группы.
"Мы хотим убедить суд, что Internet должен иметь свой уникальный статус и не рассматриваться как аналог телевидения или радио, а иметь по крайней мере такие же права, что и средства печати", - считает Даниэль Вейтцнер, заместитель директора Центра.
Провайдеры в Соединенных Штатах считают, что ограничение доступа к содержимому Internet должно осуществляться самими родителями, для чего использовать фильтрующее программное обеспечение.
По мнению Боба Кохена, президента Американской Ассоциации Информационных Технологий (ITAA) из Арлингтона, "изобилие фильтрующего ПО обеспечивает адекватные и эффективные возможности по ограничению доступа к информации на Internet.
ITAA поддержала проект, финансируемый Консорциумом W3, ассоциацией, занимающейся разработкой стандартов, в состав которой входят научные организации и компьютерные компании - разработать платформу для выбора информации в Internet (Platform for Internet Content Selection - PICS). Цель платформы - добавлять в системы возможности оценки узлов Internet и разрабатывать фильтрацию и другие технологии, обеспечивающие контроль доступа.
Канадское правительство создало специальный совет с целью выработки рекомендаций по закону об ответственности в Internet.
Эти рекомендации будут определять, кто должен нести ответственность за материалы в Internet и должен ли Internet рассматриваться как средство передачи, средство связи или как средство массовой информации.
В Западной Европе, Великобритания дольше всех занимается разработкой закона, определяющего ответственность в Internet. Новый билль находится сейчас на утверждении парламента, получив название "Билль о клевете" (Defamation Bill). Этот билль вводит понятие "эффективного контроля" - если провайдер сервиса обязуется осуществлять эффективный контроль над передаваемым материалом, тем самым он несет ответственность в судебном порядке, если материал носит клеветнический или непристойный характер.
Подход, утверждаемый в новом билле, по мнению экспертов-юристов, означает, что провайдеры сервиса не должны вмешиваться в содержимое электронных досок объявлений - но если они обнаружат, что они предоставили доступ к клеветнической или непристойной информации, то они обязаны предпринять немедленные меры и несут ответственность за предоставленный материал.
Но билль имеет и "белые пятна", как считают некоторые эксперты. "Билль несколько проясняет ситуацию, но явно недостаточно", - считает Ник Брайтвайт, юрист международной юридической фирмы Clifford Chance.
Но даже несмотря на то, что билль не дает четких ответов на все возникающие юридические вопросы, английские правоведы продвинулись дальше, чем законодатели других стран Западной Европы. В Италии, например, правоведы ожидают принятия в Брюсселе соответствующих международных правил. Они могут прождать очень долго.
Представители Европейской Комиссии сообщают, что "вопрос изучается" и сейчас единственное, что требуется - это убедиться в применении соответствующих национальных законодательств.
Франция, однако, попросила Совет Европы представить свое заключение на мартовской встрече министров культуры и связи.
"Я верю в необходимость определенных инициатив, именно на уровне Совета Европы, возможно даже на уровне стран Большой Семерки, для того, чтобы определить минимальный набор правил, необходимых для гарантии использования новой технологии, которая соответствовала бы принципам, разделяемым западными странами", - сказал Филипп Дусте-Блази, министр культуры Франции.
В странах Восточной Европы, где коммунизм приучил людей к постоянному ограничению свободного распространения информации, о введении цензуры никто слыхом не слыхивал.
В Польше, к примеру, Internet рассматривается как средство связи, аналогично телефонной, а не как средство массовой информации. В силу чего правительство не предпринимает никаких шагов по регулированию информации в сети, и эксперты не ожидают никаких изменений в ситуации в ближайшем будущем.
"Польские юристы не знакомы с Internet. Они не знают ни о том, что это такое, ни, тем более, как он работает", - считает Эва Подгорска, юрист польской юридической фирмы Soltysinski, Kawecki & Szlezak, которая занимается защитой авторских прав.
"Если вдруг завтра будет заведено дело об ответственности за распространение запрещенной информации в Internet, его будут рассматривать очень долго", - сказала она.
В другой части планеты, в Азии, разговоры об ответственности в киберпространстве уже ведутся в некоторых странах. В Гонконге, правительственные организации должны провести встречу, на которой определить необходимые поправки к законодательству.
В рамках соответствующего законодательства, регулирующего действия как издателей, так и распространителей - распространяемого и на Internet, - предусматривается ответственность за материалы, имеющие клеветнический или непристойный характер. Нарушители могут быть оштрафованы на сумму до миллиона гонконгских долларов (128 тыс. долл. США) и им может грозить до трех лет тюрьмы.
За полтора года до того, как Гонконг был передан Великобританией Китаю - и в свете недавних английских инициатив по установлению жесткого контроля над Internet, - местная общественность была чрезвычайно обеспокоена будущей цензурой.
Совсем недавно китайское правительство взяло Internet под жесткий контроль, потребовав, чтобы пользователи в обязательном порядке зарегистрировались в общественных отделах безопасности в своих контонах и префектурах в течение 30 дней. Новые пользователи, а также те, кто меняет структуру своих соединений или перестает пользоваться сетью также должны сообщить об этом в течение 30 дней.
Последние инициативы, предпринятые китайскими властями нацелены на то, чтобы закрыть все кроме двух международных шлюзов Internet в стране, как считает один из местных аналитиков, могут привести к полному прекращению свободного распространения информации в Китае.
Internet поддерживает информационный обмен и способствует экономическому, культурному и научному развитию в Китае. Однако, недостаток средств безопасности оказывает неблагоприятное воздействие на всю сетевую деятельность", - сообщил один из правительственных чиновников, отказавшись обсуждать последствия этих шагов.
В то время, пока Китай принимает меры по контролю и ограничению доступа и информации, имеющейся на Internet, Тайвань придерживается политики полного невмешательства.
"Internet на Тайване абсолютно не регулируема", - считает П. Вонг, старший менеджер Global Coomunication Network.
Такая позиция полного невмешательства уже привела к нескольким ставшим широко известным инцидентам.
В декабре прошлого года один из местных хакеров проник на сервер, управляющий домашней страницей Kuomintang Party и в знак своего визита оставил там порнографическую картинку.
Другой случай произошел в прошлом месяце - по электронной почте президенту США Биллу Клинтону было передано сообщение с угрозой; тайваньская полиция была поднята на ноги с тем, чтобы найти и наказать преступника, совершившего это компьютерное преступление.
После этого случая Министерство образования потребовало, чтобы все пользователи университетских электронных досок объявлений зарегистрировались у провайдера сервиса.
В Японии провайдеры Internet были шокированы арестом в начале февраля человека, размещавшего на своей домашней странице порнографические фотографии.
Хотя компания, предоставившая доступ в Internet 28-летнему Хироши Камекура, не понесла за это ответственности, провайдеры считают, что закон, касающийся информации на сети все же недостаточно ясен. Хотя в случае с Камекура - первом такого рода в Японии - японские власти применили существующие законы о эротике и печати, в общем случае эти законы не исключают ответственность ISP за распространение через их системы запрещенной информации.
В результате, провайдеры сервиса в Японии предприняли меры предосторожности, переработав контракты на пользование своими услугами таким образом, чтобы иметь возможность предотвратить распространение порнографических изображений.
Не взирая на такие меры предосторожности, как считают аналитики, попытки регулировать деятельность на Internet не окажут воздействия на Internet как на механизм поддержки электронной коммерции.
"Во-первых, бизнесмены вкладывают большие деньги в электронную коммерцию, а, во-вторых, появиться большое количество сетей типа intranet, - считает Кристофер Чемпион, аналитик Yankee Group Europe. - Большинство компаний создадут серьезные системы безопасности на своих серверах, отгородившись тем самым от остального Internet, но будут по-прежнему использовать имеющуюся инфраструктуру".
Хотя группы защитников гражданских прав и свобод как на востоке, так и на западе бьют тревогу по поводу угрозы цензуры, некоторые пользователи верят в то, что попытки взять Internet под контроль в конце концов обречены на провал. Информация из Internet может быть достаточно легко скопирована, поэтому никакой эффективный контроль невозможен.
Международные усилия по контролю над Internet, такие как дискуссии на уровне стран Большой Семерки во Франции и Германии, ни к чему не приведут, как считаю эксперты.
"Попытки заставить всех действовать, как Большой Брат, обречены на провал", - считает Крис Чемпион. - Только представьте, насколько сложное решение предстоит принять".
Ему вторит Негропонт из MIT: "Любое правительство может установить контроль в своей стране, но глобального контроля над Internet не получится никогда".
Закон о телекоммуникациях оценен по достоинству
Принятие закона о телекоммуникациях вызвало редкую для Конгресса США реакцию - аплодисменты сетевых администраторов. Закон, по-видимому, приведет к снижению стоимости услуг речевой связи и передачи данных. Реформа в области телекоммуникаций, скорее всего, до 1997 года существенного влияния на вопросы ценообразования не окажет. Она направлена на ослабление регулирования и усиление конкуренции между компаниями местной и дальней связи, а также привлечение на рынок поставщиков услуг кабельной связи.
Это означает, что глобальные территориальные сети перестанут быть заложниками трех главных поставщиков услуг дальней связи - компаний AT&T, MCI Communications и Sprint. "Наши аптеки расположены по всей территории США, и мы общаемся с ними посредством речевой связи или передачи данных, поэтому можем осуществлять и автоматическую связь с их системами. Это стоит больших денег, - указал системный администратор фармацевтической компании PDX Марк МакКэри. - Сейчас мы зависим от милостей телефонной компании".
Медики стремятся более активно использовать Internet для связи с филиалами на местах и уменьшения расходов на связь.
"Web дает возможность нашим аптекам налаживать связь фактически бесплатно. Кроме того, мы обращались в несколько компаний, предоставляющих услуги кабельной связи, поскольку видим в этом большой потенциал", - добавил МакКэри.
Конкуренция между компаниями телефонной и кабельной связи должна ускорить внедрение новых технологий и услуг, например, режима асинхронной передачи (Asynchronous Transfer Mode - ATM).
"Нельзя утверждать, что это произойдет, поскольку ограничения и инструкции по услугам местной и дальней связи будут очень жесткими, но мне бы хотелось бы верить, что конкуренция приведет к формированию новой технологии", - сказал Гэри Блэнкенбекер, директор информационной системы Министерства здравоохранения штата Вирджиния.
Это министерство инвестировало работы в области технологии frame-relay и планирует переход на ATM. "Закон о реформе и предусмотренное в нем ослабление регулирования будет способствовать рождению новой технологии: потомки Белла уже находятся на пути к стандарту ATM, и принятие закона чрезвычайно ускорит процесс", - считает Блэнкенбекер.
Хотя компаниям кабельной связи необходимо время, чтобы привлечь внимание крупных корпоративных заказчиков, их вступление в сферу телекоммуникаций будет означать предоставление новых услуг.
"Интересно было бы узнать, привлекут ли компании-владельцы кабельных сетей к своей работе специалистов в области сетевой обработки, имеющих опыт работы с технологиями TCP/IP и ATM, - полюбопытствовал Джон Андерсон, представитель технического персонала компании Lucent Technology Bell Labs. - Если придут толковые специалисты, с надлежащей поддержкой, связисты станут серьезными конкурентами".
"Кабельная связь пока больше подходят для локальных, а не корпоративных пользователей, но они дорастут и до таких масштабов", - считает Блэнкенбекер.
Усиление конкуренции и снижение цен может также ускорить слияние средств передачи данных и тональных сигналов в корпоративных сетях.
"Речь и данные представляют собой полностью изолированные миры, но я думаю, что такая ситуация сохранится недолго, - сказал Андерсон, -а последствия обещают оказаться весьма интересными. Если я, сидя дома, смогу зарегистрироваться в сети, имеющей доступ к Internet со скоростью 10 Мбит/с, то интересно, что я буду делать со своим домашним телефоном".
Тем не менее, обещанное законом финансовое процветание может и не состояться из-за региональных телефонных компаний, которым придется поднять цены местной телефонной службы. Кроме того, такие компании, как AT&T, выразили беспокойство по поводу нечестной конкуренции со стороны местных поставщиков услуг связи.
Суд Соединенных Штатов приостановил вступление в силу закона о защите нравственности в средствах телекоммуникаций
Федеральный суд Соединенных Штатов наложил временный запрет на вступление в силу нового правительственного акта о защите нравственности в средствах телекоммуникаций, объявляющего противозаконным распространение "непристойностей" по каналам Internet, где они могут стать легко доступны несовершеннолетним.
Судья Рональд Бакуолтер объявил временное ограничение, на котором настаивают Американское общество защиты гражданских прав (ACLU) и еще 19 общественных групп, противоречащим конституционности нового акта, подписанного также и президентом Клинтоном.
"Остается неясным, как долго будет действовать запрет, - сказала Марджори Хейнс, старший поверенный ACLU. - Сейчас установлен срок в 10 дней, но он может оставаться в силе гораздо дольше, до тер пор, пока суд не постановит начать предварительные слушания".
Ей удалось убедить судью, что формулировка "непристойность" весьма расплывчата, к тому же акт несомненно произведет эффект холодного душа. Пресс-секретарь Министерства юстиции Джо Кровиски воздержался от комментариев в адрес обеих сторон.
По мнению ACLU, акт является нарушением гражданских свобод и противоречит положениям конституции о защите прав личности, поскольку к категории незаконных можно будет отнести часть личной переписки по электронной почте. Незаконной может оказаться и некоторая информация медицинского характера, например связанная со СПИДом.
Министерство юстиции, в свою очередь, отклонило это заявление, поясняя, что закон призван защищать детей до 18 лет от эмоциональных потрясений, связанных с откровенной информацией сексуального характера, распространяемой через "интерактивные компьютерные службы", в том числе Internet.
Этот акт, составляющий только часть глобальной реформы системы телекоммуникаций, предусматривает наказание в виде тюремного заключения до 5 лет и штраф до 250 тыс. долл. при первом предупреждении.
Группа Center for Democracy and Technology (буквально - "центр демократии и технологии") и другие общественные группы также намерены оспаривать этот акт в суде.