Он был на ходу, обогреватель работал, а фары светили, и он был дешевле Porsche (и, как считал мой предусмотрительный отец, его техническое обслуживание стоило значительно дешевле). В тот период моей жизни такие характеристики автомобиля были не главными для моих поездок в школу и на работу. Именно тогда я понял разницу между словами "нравится" и "необходимо".

Какое отношение эта история имеет к ноутбукам?

В большинстве случаев, администраторы информационных систем, ответственные за приобретение и техническое обеспечение ноутбуков для мобильных пользователей, должны находить оптимальное соотношение между характеристикой цена/качество и потребностями пользователей. В общем-то, ситуация аналогична той, в которой оказалась моя семья, когда я начал водить автомобиль.

Разумный выбор автомобиля для тинейджера - это мелочь по сравнению со значительно более сложной задачей администратора ИС по определению соответствия запросам пользователей цены компьютера, его характеристик и уровня технической поддержки со стороны производителя.

Лет пять назад работа с мобильными пользователями была простой, поскольку лишь немногие сотрудники (если они вообще были) могли оправдать затраты в четыре-пять тысяч долларов. К 1995 году основные ноутбук-технологии в таких областях, как память, экраны, из редких и дорогих превратились в распространенные и дешевые. Когда это наконец произошло, рынок наводнили компании-производители, главным образом тайваньские, предлагавшие вполне надежные компьютеры.

Как решить проблему выбора?

Среднестатистический администратор ИС, покупающий мобильные компьютеры и занимающийся их сопровождением, сталкивается с удивительной и подчас вызывающей замешательство необходимостью выбора среди изобилия "дорогих" портативных компьютеров и их еще более дорогих "роскошных" собратьев.

Сегодняшние "дорогие" продукты используют технологию, всего год назад считавшуюся передовой, хотя и сейчас их производительность вполне удовлетворяет запросам большинства мобильных пользователей.

Например, "дорогой" компьютер 1995 года оснащен процессором 486DX4 компании Intel с тактовой частотой 75 или 100 МГц. "Роскошный" ноутбук использует самый передовой процессор (1995 год был отмечен отказом от использования DX4 и началом эры процессора Pentium). Среди преимуществ этого класса ноутбуков наиболее яркий и большой цветной экран, использующий тонкопленочную технологию, самый большой жесткий диск, модульный накопитель CD-ROM и такие характеристики, как MPEG-видео (аппаратное или программное) и встроенная аудиосистема высокого класса.

Примером "обычного" продукта на сегодняшнем рынке портативных компьютеров может служить Satellite T-2130 компании Toshiba; "роскошного" - ThinkPad компании IBM. Ценовой диапазон для "дорогих" составляет от 1799 до 3500 долларов, тогда как для "роскошных" ноутбуков - от 4 до 10 тыс. долларов.

В настоящий момент наблюдается реальное уменьшение разницы цен между "дорогими" и "роскошными" компьютерами. К середине этого года процессоры Pentium/75 МГц станут обычным явлением, "роскошные" компьютеры будут иметь Pentium с тактовой частотой 100 и более мегагерц. В середине 1994 года "дорогой" ноутбук имел производительность, позволившую ему стать весьма приемлемым для огромной армии мобильных пользователей различных компаний.

Администраторы информационных систем, желающие поднять уровень "дорогих" ноутбуков, считают, что внедрение Windows 95 определяет базовые функциональные возможности для ведущих операционных систем на рынке и, тем самым, сохранит их неизменными по крайней мере на ближайшие три года.

Однако зависть к "роскошной" системе, как у меня к Porsche, будет тихонько зреть. Администраторы должны думать и о тех пользователях, которые ошибочно полагают, что им требуется портативный компьютер за 6000 долл. MPEG-2 и встроенная стереоаудиосистема в портативном компьютере потребуются или оправдают себя, лишь для весьма немногих "драгоценных" сотрудников. Возможно, в них действительно нуждаются сотрудники отделов продаж и маркетинга, "продающие" свою компанию инвесторам и потенциальным партнерам по совместной деятельности. Кроме того, "роскошный" компьютер потребуется персоналу отдела продаж, демонстрирующему продукт со специфическими физическими характеристиками.

Между словами "нравится" и "нужно" очень большая смысловая разница. В сегодняшнем мире конкурентной борьбы, где снижение цен не цель, а необходимость, это именно те слова, которые неустанно должны повторять про себя администраторы ИС, выбирая портативный компьютер.


ОБЗОР ПОРТАТИВНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ

Ниже представлены характеристики некоторых продуктов ведущих компаний-производителей ноутбук-компьютеров, а также общие тенденции рынка с комментариями Метта Саргента, аналитика компании Computer Intelligence, и ведущего аналитика компании IDC Ранди Гиусто, который дает оценку специфических особенностей систем,.

Производитель
Семейство продуктов
Комментарий Метта Саргента
Комментарий Ренди Гиусто
Apple Computer
PowerBook 5000 - «Роскошный»; PowerBook 190 - «Дорогой»
Возможно, компания будет расти не так быстро, как другие компании этой отрасли. Существовали некоторые сомнения относительно возможностей компании по выпуску этих разработок.
Достоинства - связь MacOS с приложениями. Недостатки - явно уступает в технологии (PCMCIA, большие экраны и т.д.).
AST Computer
Ascentia - «Роскошный»; Advantage Explorer - Небольшой или домашний офис
Ascentia оказывала действительно серьезное влияние на формирование общего уровня качества компьютера и его разработки. Позже ноутбуки AST уступили свою долю рынка Dell.
Достоинства - связь с компанией Samsung дает преимущества в виде низкой цены (компонент, разработки и производства). Недостатки - невозможность оценить потребности, повышенная конкуренция среди компаний, занимающихся перепродажей.
Compaq Computer
LTE 5000 - «Роскошный»; Contura - «Дорогой»
Компания в чем-то похожа на AST. Compaq очень поздно представила Pentium-модель, в то время как большинство поставщиков вырвались вперед с тем, что я называю супер-портативные компьютеры.
Достоинства обусловлены известностью на рынке настольных систем. Недостатки - медлительность в модернизации продуктов; отставания в поставке LTE 5000; стареющее семейство продуктов Contura снижает долю рынка, контролируемого этой компанией.
Dell Computer
Latitude XPI - «Роскошный»; Latitude LX - «Дорогой»
Хорошо известная на рынке система. Множество достоинств, в достаточной мере учтены требования корпоративных пользователей. Dell захватил сегменты рынка, традиционно принадлежащие компаниям AST и IBM.
Достоинства - сильные позиции на рынке корпоративных компьютеров ноутбук. Недостатки - не может расширить рынок «дорогих» ноутбуков за счет розничных продаж.
Digital Equipment
HiNote Ultra - «Роскошный»; HiNote - «Дорогой»
Очень хорошо разработанные системы. Поскольку приняты в качестве базовых компьютеров, вскоре может ощущаться недостаток этих систем, но, скорее всего, этого не произойдет.
Достоинства - конструкция системы. Недостатки - недавние проблемы с укреплением позиций на рынке.
Gateway 2000
Solo - «Роскошный» Liberty - «Дорогой»
Семейство компьютеров Liberty не очень удачно. Компьютер Solo с полным набором функциональных возможностей больше подходит покупателям продуктов компании Gateway, у которых очень высокие запросы, и которые хотят иметь в своем распоряжении все мыслимые и немыслимые компьютерные средства..
Достоинства - подход к освоению рынка, аналогичный подходу Dell, характеризующийся поставкой серьезного продукта. Недостатки - медленная модернизация продуктов; компания пока не получила широкого международного признания на рынке портативных компьютеров.
Hewlett-Packard
OmniBook 5000 - «Роскошный»; Среднее по производительности, семейство Pentium-компьютеров - OmnniBook 5000 VL
HP является «мирным» конкурентом. Компания многого достигла в области настольных систем и выгодно использовала некоторые преимущества.
Достоинства - обусловлены уже продемонстрированной мощью на рынке серверов и настольных систем. Недостатки - медленное обновление продуктов.
IBM PC
ThinkPad 760 - «Роскошный»; ThinkPad 365 - «Дорогой»
ThinkPad - это высокопроизводительный портативный компьютер для человека, с повышенными требованиями. IBM действительно стремиться укомплектовать ноутбук всеми возможными компьютерными средствами, и, очевидно, находится множество людей готовых платить за это.
Достоинства - расценивался как лидер в области видео, дисплеев, разработки; четкий имидж продукта. Недостатки - невозможность оценить потребности влияет на укрепление позиций на рынке.
NEC Technologies
Versa 4000 - «Роскошный»; Versa 2000 - «Дорогой»
Компания NEC продолжает удерживать свои позиции рынка компьютеров ноутбук. Компания имеет хорошие инновации, но продолжает действовать старыми методами.
Достоинства - внутренний источник поставки компонент обеспечивает преимущество в цене; успешное расширение каналов поставки в прошлом году привело к увеличению доли рынка. Недостатки - проблемы с оценкой спроса стали причиной задержки поставок продукта.
Texas Instruments
TravelMate - «Роскошный»; Extensa - «Дорогой»
В основном, TravelMate это наиболее старое семейство довольно хороших компьютеров. Extensa - это отличный компьютер по очень низкой цене, захвативший огромную долю рынка за первые месяцы продажи.
Достоинства - завершившееся расширение основного канала поставки привело к захвату огромной доли рынка. Недостатки - отставание, обусловленное невозможностью предугадать запросы потребителей.
Toshiba America
Tecra 700CT - «Роскошный»; Satellite Pro 410CS - средний уровень
Семейство «дорогих» ноутбуков компании Toshiba все еще остается среди лидеров - являясь в определенной мере стандартом в этой области. Компания предвидит усиление конкуренции со стороны TI и некоторых других компаний.
Достоинства - разрабатывает конфигурации, удовлетворяющие заведомо определенным ценам; как никто другой знает своих потребителей. Недостатки - отставания, вызванные невозможностью предугадать запросы потребителей «роскошных» ноутбуков.