С кем из них вы согласны?
SAP переносит нас в будущее
Джеф КумерБудьте готовы, циники: R/3 компании SAP - это больше, чем греза, в его реальности вы можете убедиться, проснувшись утром.
Противопоставление, похоже, способствует всяческому отвращению пользователей от R/3, но большая часть высокоразвитых компаний сделала ставку на эту систему по разумным причинам. Компания Black & Decker начала интересоваться R/3 в 1993 году для того, чтобы заменить нашу устаревшую систему обработки заказов. Начиная с этого момента мы расширили нашу деятельность, включив финансовые модули, и рассматриваем возможность использования модулей производства и прогнозирования.
Как и большинство компаний, производящих потребительские товары, Black & Decker столкнулась со сложной задачей организации эффективного производства и продвижения продукции на потребительском рынке, требования которого постоянно растут. Насыщенная функциональность R/3 позволяет нам управлять многими процессами, составляющими нашу снабженческую цепочку, например прогнозированием, анализом размещения, приемом и выдачей заказов - как непрерывным рабочим процессом, а не как серией несвязанных действий.
R/3 имеет достаточную функциональную глубину, чтобы представлять интерес для компаний, которые хотят получить преимущество перед конкурентами за счет практики бизнеса, предполагающей индивидуальную работу с клиентом. Это особенно верно для сферы обработки заказов, которые критичны к достижению основной цели деятельности Black & Decker - удовлетворению потребностей покупателя.
Если говорить о технических перспективах, в броне R/3 не так уж много прорех. Ну что с того, что графический пользовательский интерфейс не полностью соответствует Windows, да и язык разработки (ABAP/4) выглядит несколько похожим на Cobol? Архитектура имеет три уровня и достаточно просто масштабируется. Система содержит встроенные средства контроля производительности и перестройки управления, а также словарь активных данных, лежащий в их основе.
И если вас беспокоит вопрос о получении хорошей технической поддержки от вашего поставщика аппаратного обеспечения, вам будет полезно узнать, что лидеры рынка, в том числе IBM, Hewlett-Packard и Digital Equipment, используют R/3 в своих внутрикорпоративных системах.
Критика "самонадеянности" SAP, а также утверждения, что с ней трудно работать, представляется мне проявлением американского высокомерия. Жесткая и агрессивная маркетинговая практика немецкой компании, которая была продемонстрирована несколько лет назад (SAP практически отказалась продать R/3 компании Black & Decker в 1993 году из-за проявляемой нами заинтересованности в использовании систем от разных производителей), подверглась соответствующей адаптации после того, как им стало понятно, что из себя представляет единый американский рынок. Основываясь на данных, полученных в результате ежегодного опроса пользователей, SAP усовершенствовала свои программы обучения и организовала "отраслевые центры экспертизы", ориентированные на уникальные требования специализированных отраслей.
Что касается меня, то я считаю такую практику признаком ответственной и ориентированной на потребителя компании.
Я также уверен - сложившееся убеждение, что R/3 сложно использовать, менее всего связано с программным обеспечением, а в большей степени определяется сформировавшимся за время нашей карьеры образом мышления. Несколько компаний ввели проект R/3 в организационную деятельность и деловую практику для того, чтобы усовершенствовать процессы, требующие взаимодействия вне каких-либо функциональных границ. Столь высоко интегрированная и многофункциональная система, как R/3, предназначена для гораздо большего.
Возможно, для некоторых из этих компаний плохой новостью станет необходимость изобрести нечто новое, чтобы достичь уровня этой системы. А хорошая новость, что таким образом они создают свое будущее. R/3, как и любую систему, можно использовать и удачно, и неудачно. Компании, которые взяли на вооружение хорошо продуманные цели, строгую дисциплину управления проектом, приверженность к коллективной работе и повышение профессионального уровня персонала, смогут преуспеть, используя этот продукт. А на нет - и суда нет.
Что касается высокой стоимости реализации R/3, я буду последним, кто станет защищать ценовую политику SAP. Но научитесь смотреть на затраты с точки зрения перспектив.
Инвестиции Black & Decker в R/3 представляют собой долговременные вложения в инфраструктуру вашей системы.
Затраты, на которые мы планируем пойти в течение следующих трех лет для того, чтобы создать базу для компании, составляют лишь малую часть той прибыли, которую мы ожидаем получить в течение следующих 15 лет.
Когда вы оцениваете потенциальную стоимость вашего бизнеса, подспудно вы ограничены возможностью принять "дешевое" решение, причем я не убежден, что реализация R/3 обойдется вам существенно дороже.
И стоимость проекта в большей степени поддается корреляции, чем это явствует из аргументов противников SAP. В частности, если вас раздражает высокая стоимость консультаций сторонних компаний с целью подготовки документации по вашему бизнесу и проведения оценки "разницы" между предлагаемой средой SAP и тем, что вы хотите иметь, делайте то, что сделала компания Black & Decker - не обращайтесь к ним.
Мы завершили наш пилотный проект в течение года, всего один раз обратившись за серьезной консультацией к локальному центру и один-два раза к самой SAP. Это вполне отвечает имеющемуся у меня опыту работы с другими пакетами.
Американцы очень любят выбирать лидера, положение которого просто вынуждает его оставаться честным в глазах своих избирателей.
Но если критики считают R/3 ночным кошмаром, то какой же продукт тогда можно назвать грезой? Какая из систем на рынке более совершенная?
Как насчет продолжительного раунда ваших внутренних разработок или игнорирования ваших конкурентов, а также того обстоятельства, что эти системы, наследующие практику 70-х годов, принесут вам изменения прошлого века? И даже более того, как вы думаете присоединять вашу доморощенную программу к другим частям системы от четырех или пяти производителей?
Если это называется грезой, я все-таки предпочту работать c SAP.
Кумер - директор по информационным системам в подразделении North American Power Tools компании Black & Decker.