Удаленный доступ: за и против
Овладение новыми средствами удаленного доступа потребует от пользователей массы времени и энергии.
"Вначале я не испытывал воодушевления, - сказал Мур, старший менеджер по планированию из отделения Bank of America. - Каждый день я получал огромное количество вопросов. Мой "ящик" для голосовой почты, который может принимать до 52 сообщений, переполнялся ежедневно".
Теперь, когда 30 мобильных и удаленных пользователей и около 160 сотрудников филиалов работают на полную мощность, нагрузка, связанная с предоставлением технической поддержки и специальных консультаций, снизилась.
Обратная сторона медали
Опыт Мура с внедрением удаленного доступа достаточно типичен и, по мнению аналитиков, позволяет выявить различные скрытые затраты, такие, например, как расходы на поддержку (см.диаграмму). Несмотря на то что при реализации удаленного доступа основное внимание обычно уделяют покупке программных и аппаратных средств, которые используются в "поле", а также налаживанию магистральной связи с центральными хранилищами данных, эти затраты - часто лишь часть общей картины.
Нельзя забывать также о расходах на поддержку, обучение и настройку. Согласно оценкам, полученным компанией Infonetics Research в ходе одного из исследований, перечисленными факторами обусловлено до 35% фактических затрат на реализацию удаленного доступа.
Вопреки скрытым "ловушкам" в проектах создания систем удаленного доступа пользователи утверждают, что смогли по достоинству оценить возможности этой технологии. Удаленный доступ позволяет экономить время и способствует росту производительности.
"Теперь мы делаем намного больше за меньший период времени", - сказал сетевой администратор из строительной компании Centex Construction Group Стив Уитмер.
Centex использует технологию удаленного доступа для обеспечения связи между своей штаб-квартирой и региональными офисами, а также расположенными на строительных площадках узлами, число и местоположение которых постоянно изменяется. По замечанию Уитмера, до того как пользователи смогли взять на вооружение возможности удаленного доступа, они целиком полагались на обмен факсимильными сообщениями и почту, рассылаемую по ночам.
Усовершенствование связей, а особенно отсутствие необходимости обмениваться бумажными документами, было упомянуто пользователями в качестве главного преимущества технологии удаленного доступа. Кроме того, было отмечено, что удаленный доступ способствует приближению к заказчику, что, в свою очередь, влечет за собой повышение продуктивности.
По словам Уитмера, наиболее сложными для компании в период настройки системы удаленного доступа оказались вопросы обучения и трудности работы с аппаратными средствами, в корне отличающимися от использовавшихся прежде.
Согласно результатам исследования, проведенного Infonetics, стоимость типичной установки системы удаленного доступа в расчете на одного пользователя составляет в среднем 10000 долл. Но еще до того как начнется установка системы, компаниям, по мнению аналитиков, придется сосредоточить свое внимание на вопросах обучения и поддержки.
"Проблема заключается в том, что 95% мобильных работников сами выполняют настройку и установку и тратят на это в среднем от пяти до шести часов в месяц. Им приходится "вживаться" в технологию удаленной связи, пытаясь заставить ее функционировать надлежащим образом, вместо того, чтобы выполнять свою непосредственную работу, - сказал Майкл Ховард, аналитик из компании Infonetics. - Это заставляет их забывать об основных причинах, руководствуясь которыми фирма обращается к удаленному доступу, - быть ближе к заказчикам и эффективнее выполнять свою работу".
Ховард заметил, что компаниям следует посвящать больше времени и затрачивать больше средств на реализацию начальных программ обучения, а также укреплять в персонале, занятом обслуживанием информационных систем, навыки поддержки технологии удаленного доступа.
Знать бы где упасть...
Для менеджера по маркетингу технологий сетевой обработки из компании Cessna Aircraft Дейва Тернера неучтенные затраты представляют серьезную проблему. По его словам, компания столкнулась c неожиданными расходами на обучение и усовершенствование программного и аппаратного обеспечения, как только она занялась массовым внедрением удаленного доступа.
Cessna оснащает специалистов, занимающихся диагностикой самолетов в полевых условиях, а также своих торговых представителей, находящихся в постоянных разъездах, портативными ПК компании IBM.
Компания реализует опытную программу, в которой участвует подразделение по сбыту, использующее портативные ПК, а также аппаратные средства и программное обеспечение компании SBE для обеспечения удаленных соединений.
Тернер сказал, что с самого начала обучения пользователям следует обратить внимание на как можно более широкий спектр проблем. Он добавил, что реализация удаленного соединения представляет собой достаточно простой вопрос. Зато каков будет результат внедрения удаленного доступа, зависит и от навыков пользователей, работающих в полевых условиях, и от предоставляемой им поддержки, и от используемой технологии.
Курс - на удаленный доступ
По словам аналитика из Gartner Group Джона Джирарда, к 2000 году приблизительно 55 млн. американских служащих будет работать в режиме удаленного доступа.
Структура затрат на реализацию удаленного доступа
В 1995 году общие затраты на удаленный доступ, включая доступ с домашних компьютеров, связь с мобильными пользователями и удаленными офисами, составили 4,79 млн. долл.
Стоимость линий для удаленных соединений -36%
Стоимость приобретения - 15%
Персонал центрального офиса, отвечающий за поддержку и обучение - 15%
Скрытые затраты пользователей* - 35%
*Включая расходы на устранение неполадок и настройку
База: 160 компаний (вследствие ошибок округления сумма названа с точностью до 100%)
Что готово к использованию?
Технология удаленного доступа развивается настолько быстро, что существует реальная опасность отстать от нее. Вот несколько последних достижений в сфере удаленного доступа:
Просто щелкните коммутатором
Новый стандарт помог бы сэкономить деньги пользователей средств удаленного доступа. Протокол Bandwidth Allocation Control Protocol (BACP - протокол управления распределением пропускной способности), предложенный восемью компаниями-производителями, должен помочь пользователям сэкономить "эфирное время" за счет возможности увеличения и уменьшения пропускной способности.
В настоящий момент удаленные пользователи получают доступ к корпоративным сетям посредством ISDN или соединения по телефонным линиям общего доступа. Новый протокол поможет устройствам объединить два канала B со скоростью передачи 64 Кбит/с на линии ISDN для формирования соединения с общей пропускной способностью 128 Кбит/с.
Протокол BACP, который будет рассмотрен рабочей группой Internet Engineering Task Force, позволит добавлять или уменьшать число задействованных линий в зависимости от требуемой пропускной способности. В работу по реализации нового протокола активно включились компании Microsoft, Cisco Systems, Bay Networks и др. В ближайшие месяцы ожидается появление продуктов, поддерживающих протокол BACP.