путь развития этой тенденции может отличаться от пути, по которому пошла Microsoft. Даются самые разные оценки того, какое количество американских корпораций, действительно пользующихся преимуществами совместного лицензирования, необходимо, чтобы различные пользователи смогли работать с приложениями, обладая только одной лицензией, но не одновременно. Принцип лицензирования "пользуйся, как книгой" стал общепринятым для настольных приложений с того времени, как десять лет назад получили широкое распространение локальные сети ПК, и, фактически, представлял собой форму лицензирования, распространению которой способствовала Microsoft.
Когда в прошлом году Microsoft объявила, что совместное лицензирование будет возможно только при оплате программы поддержки Maintenance Plus для Select 3.0, что удвоит стоимость лицензии на одного пользователя, многие корпоративные потребители почувствовали себя обманутыми.
Влияние новой политики Microsoft изменялось в зависимости от положения конкретного потребителя. Корпорации, которые почти или совсем не прибегают к совместному использованию лицензий, могут игнорировать Maintenance Plus при рассмотрении различных вариантов, приемлемых для них в Select 3.0, однако на многих больших предприятиях не знают точно, насколько широко распространено у них такое использование лицензий. Небольшие или децентрализованные компании, испытывающие затруднения с оформлением лицензий по числу пользователей, чувствуют, что у них не остается возможности отделаться от старых версий приложений Microsoft, если они хотят соблюдать законность.
К счастью, для организаций, использующих совместное лицензирование, до сих пор лишь немногие приняли решение последовать за Microsoft. Корпорации Lotus Development и Corel, конкурирующие с Microsoft на рынке комплектов ПО, заявили, что они собираются по-прежнему предлагать лицензии на совместное использование своих продуктов. Представители Corel заявили, что намерены и впредь хранить верность политике совместного лицензирования продуктов PerfectOffice и WordPerfect.
"Я сомневаюсь в том, что у Microsoft будет много последователей, - говорит Джефф Тартер, редактор бюллетеня SoftLetter. - Вот что происходит, когда вы отдаете кому-то 90%-ную долю".
Microsoft, может быть, одна из немногих компаний, которые занимают на рынке достаточно прочное положение, чтобы иметь возможность вынудить своих корпоративных клиентов платить за совместное лицензирование больше, однако она вовсе не единственная компания, которая этого хочет. Средства контроля за использованием ПО стали более изощренными, и некоторые корпорации начали интенсивно применять совместное лицензирование, доводя количество пользователей на лицензию до 10 или даже до 20. Неудивительно, что в таких случаях Microsoft и ей подобные чувствуют себя обманутыми.
"Я считаю, что Microsoft имеет полное право повышать цены за совместное использование лицензий, - утверждает Кристофер Джерман, старший аналитик компании Gartner Group. - По существу, они вдвое увеличили цену за совместное лицензирование, подобный прецедент уже имелся со стороны корпорации Oracle и других поставщиков баз данных. Пользователей смущает только, что лицензия на совместное использование ПО связывается с соглашением об обслуживании. Обычно пользователи готовы платить, если уверены в ценности того, на что тратят деньги. Однако им не нравится, когда их вынуждают платить за нечто, на первый взгляд, не имеющее отношение к делу".
Разработчик ПО, корпорация Visio (Сиэттл), подражая новой политике Microsoft, включила пункт об обслуживании в соглашение о приобретении лицензий на большое количество пользователей. Выпустив осенью прошлого года очередную версию средства построения диаграмм Visio 4.0, компания стала применять такую форму контракта о сопровождении, которая предусматривает подобную нагрузку за право использовать Visio в варианте с лицензией на совместное использование.
Кэрол Шейд, директор по продажам Visio, признала, что ее компании пришлось "выяснять отношения" с той частью корпоративных потребителей, которые пострадали от нововведений; вместе с тем она утверждает, что потребители, потратившие определенное время на разрешение своих проблем, почти всегда были удовлетворены.
"Если учесть скидки, которые можно получить по плану лицензирования предприятия, то обнаружится, что вы добились большей экономии, чем при совместном использовании лицензий", - отмечает Боб Веллон, директор Microsoft по лицензированию организаций.
Впрочем, не все пользователи согласны с этим, по крайней мере, в том, что касается ситуациии с Select 3.0.
"Select 3.0 - это запутанный клубок правил, но не нужно быть гением, чтобы понять, что у Microsoft только одна цель - максимальное увеличение доходов", - заверяет Рич Эллис, администратор локальной сети консалтинговой компании. Поскольку эта компания при переходе на Maintenance Plus или покупку лицензии для каждого пользователя стремится добиться соотношения числа пользователей и лицензий 2 к 1, они постепенно будут вынуждены платить вдвое больше, чем сейчас.
Результатом проведения политики совместного использования лицензий Microsoft не обязательно станет паническое бегство в сторону комплектов Lotus и Corel, однако она может явиться одним из факторов, которые замедляют переход корпораций на 32-разрядное ПО Microsoft.
"Едва разобравшись в том, что же такое Select 3.0 (это было достаточно нелегко), мы сразу же, в июне прошлого года, подписали соглашение по Select 2.0, в соответствии с которым мы теперь можем совместно использовать лицензии", - объясняет Сидней Джекобсон, администратор рабочих станций компании Pioneer Hi-Bred International. Хотя Джекобсону нравится Windows 95 и он планирует по-прежнему переводить пользователей на эту ОС, стратегия Microsoft будет тормозить переход Pioneer на Office 95.
"Приложения Win 3.1 прекрасно работают под Win 95, и я не думаю, что продукты Win 95 способны дать намного больше. Это краткосрочная стратегия, однако, имея 120 лицензий на 600 пользователей, мы в данный момент не можем себе позволить купить лицензии на каждого пользователя", - продолжает Джекобсон.
Поскольку большинство корпораций приобретают Select у авторизованных реселлеров Microsoft, последние могут оказаться между двух огней.
В дальней перспективе самые сложные проблемы у стратегии лицензирования Microsoft могут возникнуть со стороны предприятий группы Fortune 500, которые захотят иметь более простую и гибкую процедуру покупки ПО.
"Похоже на то, что достижение Microsoft своей цели в действительности эквивалентно введению корпоративного налога, - рассказывает один менеджер информационной системы из компании, входящей в Fortune 500. - Они, в сущности, хотят, чтобы вы платили за каждый ПК на предприятии, независимо от того, работает система с приложениями Microsoft или нет. И некоторые готовы принять эти условия".
Как ни странно, но изменения в лицензионной политике Microsoft происходят именно тогда, когда все больше и больше предприятий приходят к пониманию необходимости управления ресурсами и усовершенствования средств регулирования использования ПО по всему предприятию.
Впрочем, наблюдатели, стоящие на нейтральной позиции, уверены, что корпорациям все более необходимы средства для управления программными ресурсами масштаба предприятия.
"Управление программными ресурсами является третьей фазой в лицензировании ПО, - замечает Джерман из Gartner Group. - Первой фазой была совместимость, когда корпоративные администраторы говорили: "Просто купите ПО, чтобы стать легальными пользователями; неважно, насколько оно полезно". Потом, в начале 90-х годов, они осознали, что могут сэкономить, покупая лицензии различных типов. Теперь началась третья фаза, суть которой - учет всех расходов, связанных с владением. Цена ПО, как таковая, не так существенна, поскольку наибольшее значение имеет стоимость последующего управления этим ПО".
Наряду с необходимостью лучше управлять корпоративными ресурсами, прослеживается и другая тенденция, которая совершенно очевидно изменит лицо лицензирования, - стимулированный Internet переход на компонентное ПО.
"Даже не касаясь аспектов совместного использования, я готов утверждать, что в лицензировании назревает революция, - говорит Крис ЛеТог, директор по программным исследованиям компании Dataquest. - Представьте, что вы можете при работе в World Wide Web, выбирать из трех совместимых с Excel электронных таблиц. Как организации собираются лицензировать эти компоненты и платить за них и как их производители получат свои прибыли?"
Даже самый смелый предсказатель не возьмет на себя труд объяснить, как это "компонентное ПО" будет лицензироваться, хотя понятно, что за пользование им придется как-то платить.
Поставщики пытались и раньше продвигать идеи типа электронной дистрибьюции и лицензирования, однако только сейчас Internet предоставляет им для этого реальные основания.
Компанией, решившей, что ей необходимо поэкспериментировать с моделью оплаты за использование, стала Visio - та самая фирма, которая одобрила новую политику совместного использования лицензий Microsoft.
Со своей стороны, Microsoft сейчас мало что может сказать относительно платы за использование. "Это совершенно другая модель лицензирования, и ее нельзя однозначно назвать плохой, - заметил Веллон. - Мы, конечно, ее обсуждали, но пока не рассматриваем всерьез. Я думаю, что корпоративных пользователей сейчас больше интересует управление лицензированием - не просто совместное использование, а стремление компаний понять, чем они обладают и как этим пользоваться. Это сложные вопросы".
По мере того как корпорации становятся более сведущими в управлении своим ПО, они ощущают необходимость в более гибких лицензионных соглашениях. Возникает вопрос, сможет ли Microsoft плыть против течения? Имея такую перспективу, ее решение ограничить совместное применение лицензий может стать предвестником множества серьезных изменений, например покупки программного обеспечения американскими предприятиями.
Совместное лицензирование
Совместное использование лицензий - это лишь один из кирпичиков в сложной конструкции под названием программа лицензирования по числу пользователей Select 3.0. Хотя некоторые потребители продуктов корпорации Microsoft, в частности - те, которые прибегают к совместному использованию, уже обнаружили, что программа не в состоянии им предложить всех необходимых вариантов. (Единственное, что можно ответить на это, - ее так трудно понять из-за того, что приходится перебирать слишком много вариантов.)
"Когда мы спрашивали потребителей Select 2.0, какой они хотели бы видеть новую программу, почти каждый в первую очередь заметил, что она должна быть более простой, - поясняет Боб Веллон, директор Microsoft по лицензированию организаций. - Мы пытались разработать такую схему лицензирования, которая была бы приемлема для многих вариантов использования".
Редко когда компания может четко определить свои потребности на несколько лет вперед или выбрать, какой вариант обеспечит наиболее приемлемую цену. Select 3.0 предлагает три типа соглашений о закупках по количеству пользователей: Microsoft Open License Plan (MOLP), Microsoft Variable License Plan (MVLP) и Microsoft Enterprise License Plan (MELP).
В рамках каждого варианта потребителям предлагаются разные ценовые уровни А, В или С, в зависимости от количества пользователей. Для большого количества пользователей наилучшим является уровень С.
Легче всего оценить план MOLP, который требует приобретения минимум 50 единиц (лицензии на Excel или Word считаются одной единицей, лицензия на Office - идет за две), но предлагает наименьшие скидки. Для покупки MVLP и MELP необходимо спрогнозировать количество пользователей на определенный период. План MVLP, рекламируемый как самый гибкий для организаций среднего размера, позволяет компаниям получить наибольшие скидки путем объединения различных продуктов Microsoft. План MELP, предлагающий максимальные скидки, требует принятия конкретного семейства продуктов Microsoft для всех ПК организации, подпадающих под действие лицензии.
В рамках каждого плана потребители могут на выбор приобрести вариант Maintenance, который дает им право на модернизацию продуктов, предусмотренную в двухлетнем соглашении Select 3.0. Вариант Maintetance Plus обеспечивает два года модернизации плюс права на совместное использование лицензии. Он предусмотрен в планах MOLP и MVLP, но не в MELP, поскольку в нем оговаривается приобретение лицензий для каждой системы.
Почему совместное применение лицензий предлагается только как подвариант?
"В мае 1995 г. мы объявили о наших планах, полагая, что время, когда это было сделано - за несколько месяцев до выпуска Windows 95, - самое подходящее", - комментирует Веллон. В качестве стимула Microsoft предложила Maintenance Plus по цене Maintenance до конца 1995 г.
"Таким образом, любой потребитель, заинтересованный в совместном лицензировании, мог бы включиться в Maintenance Plus за половинную цену и обновить свои Win 95 в рамках этого плана. Мы думали, что в такой ситуации это будет наилучшим выходом для каждого, и множество потребителей приняло его", - продолжает Веллон.
Он указывает, что Maintenance Plus предлагает большую гибкость в отношении прав на совместное использование, чем старые универсальные лицензии, позволяя совместно применять лицензии на локальных жестких дисках, переносных или домашних системах служащих.
Бдительность - не последнее качество администратора ИС
Хотя многие находят изменения в политике совместного лицензирования корпорации Microsoft, реализованные в программе Select 3.0, трудно понятными, децентрализованные организации меньшего размера только сейчас осознали, что они могут оказаться нарушителями условий универсальных лицензий Microsoft.
"Я только что проверил последний релиз Office Pro, который у нас есть, и обнаружил, лицензия изменилась по сравнению с прошлогодней", - сказал Крисс Лейдлоу, системный аналитик корпорации Green Mountain Power.
Имея 30 лицензий Office Pro на 80 пользователей, Лейдлоу должен поторопиться убедиться в том, что копии с новыми условиями не используются совместно. "Они не поставили нас в известность, а я не читаю универсальных лицензий для развлечения. Это настоящий сюрприз, поскольку означает, что мы должны будем в конечном счете рассмотреть вопрос приобретения нового комплекта или намного большего количества лицензий, а для компании нашего размера это большие деньги", - горюет Лейдлоу.
Компания Microsoft непосредственно взаимодействует преимущественно с потребителями 2.0, другие узнавали об изменениях лишь от реселлеров или через торговую прессу. Реселлеры же никогда не заинтересованы в том, чтобы сообщать плохие новости.
"Я пытаюсь обсуждать этот вопрос вскользь, чтобы никто не пристрелил посланника, - говорит реселлер со Среднего Запада. - Думаю, что вы еще столкнетесь с множеством компаний, которые из-за подобной политики нарушают лицензионные права".
Учитывая, что Microsoft не афишировала новых условий, возможно, что небольшие компании, которые приобрели Office 95 или другие последние релизы, нарушают лицензии, не подозревая об этом. Что будет в случае аудиторской проверки?
Стоимость новых лицензий на Office 95 на 10 тыс. пользователей согласно Select 3.0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|