, но пользователи расходятся во мнениях относительно полезности этого устройства для их бизнеса.

Oracle, IBM, Sun Microsystems, Apple Computer и Netscape Communications скорее всего поддержат NC Reference Profile. "Спецификация должна "гарантировать, что любое совместимое приложение будет выполняться на платформе, отвечающей ее требованиям", - так говорит ее автор Эрик Шмидт, директор по технологиям компании Sun Microsystems.

Он провел аналогию с различными моделями ПК и разнообразным ПО, совместимым с Windows.

NC Reference Profile представит список протоколов World Wide Web и Internet с указанием необходимых классов Java. На NC будут выполняться только приложения, написанные на Java.

Кроме того, будет опубликован список примерно 20 компаний, выпускающих NC.

Реакция пользователей на новое поколение компьютеров неоднозначна.

"Пока мы не будем использовать NC, и этому есть причины, - заявил Стив Ларк, менеджер архитектур в компании United Air Lines. - Соотношение между затратами и выигрышем от систем клиент/сервер до сих пор не подсчитано, кроме того, мы еще даже не пытались оценить возможность использования Internet. Цена NC заманчива, но закрытая архитектура Java - это большая проблема. И если для этого потребуется ставить два терминала на каждый рабочий стол, то мы откажемся от него".

С другой стороны, Дэвид Старр, ответственный за информацию в ITT, заявил, что его компания намерена закупить 100 тыс. компьютеров NC (по одному в каждый номер) для принадлежащей ей гостиницы Sheraton Hotel. Гости смогут смотреть фильмы, обмениваться электронной почтой и входить в Internet через NC, подключенный к телевизору.

"Мы могли бы решить проблему, поставив в каждом номере ПК за 2000 долл., но NC за 500 долл. - более заманчивое предложение", - объяснил Старр.

Более амбициозные планы относительно NC вынашивает фирма Webgate Technologies. Это канадский консорциум, объединяющий 20 корпораций. Он намерен к середине 1997 г. в 37 странах установить до 2 млн. NC в специальных кабинах типа телефонных. За 2 доллара Вы сможете в течение часа пользоваться телефонными службами, видеоконференциями, обмениваться факсами и электронной почтой и путешествовать по Internet. "Идея появилась раньше, чем этот компьютер, но без NC ее невозможно воплотить в таких масштабах", - заявил Рэндольф Стип, председатель Webgate.

Однако Тима Монтейта, президента информационных систем в Domino"s Pizza, не вдохновляет идея NC: " На любом из 1000 настольных ПК вполне достаточно памяти и вычислительной мощности, и ничего хорошего в переходе на безмозглую машину, во всяком случае в ближайшем будущем, я не вижу".

Крис ле Ток, директор исследований ПО в Dataquest, считает, что основным рынком NC будут учебные заведения: "Для NC потребуется очень высокий темп производства. Частные пользователи не обеспечат его в обозримом будущем, но государство может сделать этот компьютер обязательным для школ. К тому же возможности NC соответствуют скорее задачам учащихся, чем бизнесменов".


Стратегия Oracle непоколебима

Когда в начале этого года Ларри Эллисон представил концепцию Network Computer, некоторые обозреватели задавались вопросом: "А не слишком ли далеко зашла Oracle". Конечно, разнообразие - это хорошо, но с какой стати фирме, разрабатывающей базы данных, выпускать дешевые компьютеры, подключаемые к телевизорам?

Аналитики утверждают, что нередко наблюдаемое стремление присутствовать на всех рынках сразу в случае с Oracle представляет собой хорошо продуманную стратегию экспансии. Проникнув в такие интенсивно развивающиеся области, как Internet и системы клиент-сервер, Oracle, по сути, уменьшила степень своей зависимости от баз данных.

По словам Джина Орра, главного аналитика A. G. Edwards & Sons, "эта компания стоит на прочной основе и до сих пор не пыталась осваивать чуждые ей области, требующие совершенно других знаний".

На первый взгляд, спектр продукции Oracle может показаться слишком широким. Компания поставляет базы данных для серверов и настольных систем, программы для Internet, приложения клиент-сервер для финансовых и производственных операций, системы электронной почты, шлюзы, пакеты для систем связи и системные утилиты.

Однако при ближайшем рассмотрении видно, что все дороги ведут к базе данных Oracle.

А как же Network Computer? Президент внешних торговых операций Рэй Лэйн утверждает, что именно таким видится Oracle будущее баз данных. По его словам, выпуская Network Computer, Oracle "пытается завоевать ведущие позиции там, куда намерена двигаться, а не там, где находится сейчас".

Не все согласны с тем, что компании есть смысл заниматься поставками Network Computer, но все признают внушительность ее планов.

Хотя последние финансовые новости от нескольких поставщиков баз данных заставляют аналитиков говорить о замедлении этого рынка, большинство все же полагает, что стратегия Oracle поможет ей удержать позиции и в будущем.

- Розмари Кафассо