По самым приблизительным оценкам, сейчас существуют десятки и даже сотни средств разработки приложений, предлагаемых для систем клиент-сервер. Как специалистам отделов информационных систем (ИС) разобраться во всех этих глянцевых брошюрах и цифрах?
"Мы располагаем уже сотнями средств, - поясняет Билл Гонч, менеджер проекта из компании по распространению потребительских товаров, входящей в группу Fortune 10. В компании работают приложения, написанные на 26 различных языках программирования, так что нашей задачей стал поиск средства, которое дало возможность бы по-прежнему пользоваться большинством из них".
Поскольку многие организации не располагают достаточным количеством времени и денег, широкомасштабные и систематические рыночные исследования проводятся редко. Вместо этого компании ставят свой целью выбрать ту категорию средств, которая наилучшим образом соответствовала бы имеющейся у них среде разработки или планам модернизации. Возможно, это не слишком интеллектуальная задача, но даже в этом случае приходится выбирать из 5-10 вариантов.
Жесткие требования
Компания может не располагать временем для проведения исчерпывающего систематического поиска, однако это не означает, что у нее нет системы. Администраторы ИС хотят сохранять уверенность в том, что средства, на которых они остановились, по крайней мере обеспечивают выполнение определенных требований, а может быть, даже способны на большее. Компании выбирают, исходя из четко сформулированных требований, статистических данных и отраслевых или корпоративных стандартов, то есть по существу на основе количественных параметров, с помощью которых можно обосновать правильность сделанного выбора.
Для примера рассмотрим, как выбирали продукт в компании Aluminium Co. of America (Alcoa). Трэвис Морс, старший аналитик проекта, отвечающий за поддержку систем клиент-сервер, рассказывает, что три года назад его компания предпочла для работы средство PowerBuilder корпорации Powersoft. Этому предшествовала типичная процедура - составление обзора литературы. Здесь внимательно изучили традиционные источники интересующей нас информации - диски CD-ROM, такие как Info Select, обзоры продуктов и их спецификации, торговые публикации и оценочные отчеты о ПО, проводимые компанией Gartner Group, занимающейся рыночными исследованиями.
В настоящее время к этой группе информационных ресурсов следует добавить World Wide Web, и тогда в списке потенциально приемлемых средств окажется, вероятно, больше 30-40 наименований.
Именно на этом первом этапе, когда отделы ИС определяют возможных поставщиков, предпочтение будет отдано компании, у которой лучше других поставлен маркетинг, даже если ее продукт не так уж и хорош.
Однако отделы ИС могут не бояться стать жертвой хорошо продуманной рекламы, если предварительно составят четкий список своих требований или критериев выбора.
Так, в компании Alcoa проводили поиск языков четвертого поколения, поскольку считали, что языки третьего не обеспечивают достаточной производительности; требовались продукты, совместимые с ее платформами, в то время это были Windows 3.1 и Macintosh (сейчас на настольных ПК компании используются исключительно Windows NT). Здесь стремились обеспечить поддержку различных баз данных, так как в это время в работе были базы данных компаний Sybase и Oracle (сейчас применяются только базы данных Oracle).
В конечном счете список, составленный специалистами компании Alcoa, сократился до трех продуктов: в нем значились PowerBuilder, SQLWindows корпорации Centura Software и еще одно средство, которое сейчас уже не выпускается; на последующей стадии отбора специалисты компании рассматривают корпоративные стандарты.
Стандарты были установлены многочисленной бизнес-группой, в работе которой принимали участвие специалисты большинства заводов Alcoa.
"Это было необходимо для осуществления закупок, - замечает Морс. - Закупки - ответственный шаг, а выбор PowerBuilder в качестве стандарта означал бы бесцельную трату средств, инвестированных в течение полутора лет в SQLWindows подразделением компании в Австралии".
Марк Джойс, специалист по инженерным вопросам оптоволоконных систем компании Corning, вспоминает, каким длинным был список критериев для поиска подходящей среды разработки приложений, составленный в его компании.
В списке фигурировали требования поддержки имеющихся платформ (отделение использовало Мас, Windows и клиентское ПО Motif) и баз данных, а также сетевых протоколов, интерфейсов со CASE-средствами и средств управления конфигурацией, сегментацией, службами тиражирования, также некоторые другие критерии.
Как говорит Джойс, благодаря этому длинному списку отделение смогло с самого начала исключить многие средства, которые не обладали возможностями тиражирования или не являлись кросс-платформенными. "Поле поиска сузилось на удивление быстро".
Тот факт, что в отделении, где работает Джойс, производственный процесс является непрерывным, и для него очень важны надежность и продолжительность периода работоспособного состояния, позволил ему дополнительно исключить продукты, которые, по его мнению, не были достаточно надежными.
Тестирование, тестирование
Следующий этап - это проведение эталонного тестирования для сравнительной оценки оставшихся в списке продуктов. Используйте рассматриваемые средства - и, возможно, средства, применяемые в настоящее время в вашей компании - для разработки одного и того же приложения, соблюдая все ограничения на разработку, налагаемые этими средствами.
В компании Билла Гонча в результате достаточно стандартного обзора рынка были отобраны 10 основных поставщиков, которых пригласили продемонстрировать свои продукты. После этого выбор сузился до двух поставщиков - ими стали компании Forte Software и Dynasty Technologies.
Маркетинговое отделение компании передало обоим поставщикам список бизнес-требований к приложениям поддержки принятия решений и отвело на создание таких приложений четыре недели. Затем была проведена оценка законченных приложений; при этом учитывалось, насколько они удовлетворяли бизнес-требованиям, а также количество затраченных на разработку человеко-часов, качество законченных приложений (для чего был установлен свой критерий) и субъективная оценка, которую Гонч дал сотрудникам, выполнявшим эту работу.
"Если бы мы не использовали эту модель, то потратили бы много времени, основываясь при совершении покупок на своих предубеждениях", - утверждает Гонч. К числу таких предубеждений могут относиться и мнение разработчика приложений, и личные отношения между администраторами ИС и продавцом, и другие.
Теперь выбор продукта на основе статистических эмпирических результатов уже стал корпоративной политикой, и с тех пор компания выполнила подобные тесты CASE-средств для клиентской части.
В компании Sarah Lee Knit Products менеджер отдела разработки систем клиент-сервер Крис Моро пошел тем же путем, что и его коллеги из других компаний, и выбрал инструментарий Delphi компании Borland International. (Компания начала с версии 1.0, а теперь использует версию 2.0).
"Мы разъяли его на части, чтобы увидеть, как он устроен", - объясняет Моро. Он также просил, чтобы разработчик внес свой вклад: средство должно было имитировать интерфейс и создавать ощущение работы с имеющейся средой Visual Basic.
Моро знал, что его отдел многим рисковал, принимая новый продукт. Зато теперь, когда эта разработка завоевала признание и место на рынке, он почувствовал, что может заслуженно расслабиться.
А как насчет Internet? Однажды сделанный выбор не означает, что отделам ИС больше никогда не придется искать новое средство снова.
И теперь, когда на рынок поступают новые средства разработки для Internet, многим администраторам информационных отделов уже стало казаться, что им больше никогда не придется отдохнуть...