На конференции в Палм Спрингс представители нескольких конкурирующих производителей экранных телефонов, включая Philips Home Services, US Order и Nortel, обсуждали способы повышения популярности их продуктов на рынках телекоммуникаций, банковского обслуживания и в сфере массового потребления.

По словам исполнительного вице-президента Yankee Group, Берджа Айвазяна, экранные телефоны выглядят почти как обычные, отличаясь от них наличием небольшого экрана и клавиатуры, что дает покупателям такого устройства возможность пользоваться электронными каталогами, банковскими услугами, электронной почтой, персональными информационными службами и системами визуальной идентификации звонящего. Кроме того, они позволяют просматривать страницы Web и совершать электронные покупки.

"Возможности нашего продукта велики, но, честно говоря, мы не уверены, что его будут активно покупать", - сказал Скотт Корзайн, вице-президент US Order. Компания совсем недавно выпустила экранный телефон TeleSmart 400 с функциями электронной почты, пейджера, обмена сообщениями, идентификации звонящего, загрузки определенных видов данных с онлайновых служб и устройством чтения смарт-карт. Стоимость телефона - 299 долл.

Nortel уже два года продает экранный телефон PowerTouch 350. Руководство компании считает, что покупатели неохотно приобретают устройства потому, что мало знают о них.

"Конечные пользователи представления не имеют о возможностях, предоставляемых им телефонами PowerTouch", - сказал Жак Лапуант, представитель Nortel.

По данным исследования, проведенного Yankee Group, в 1995 году число пользователей экранных телефонов составило всего 250 тыс. В соответствии с прогнозом Yankee Group, к концу 1996 года количество используемых экранных телефонов должно было составить 1 млн., однако сейчас речь идет лишь о 700 тыс. Число экранных телефонов Nortel составляет 350 тыс. Yankee Group предсказывает, что к 2000 году число приобретенных домашними и бизнес-пользователями экранных телефонов составит 10 млн.

Естественно, производители экранных телефонов и их партнеры, предоставляющие телекоммуникационные услуги, усиленно продвигают службы идентификации звонящего на рынок домашних систем, пытаясь завладеть этими 40%.

Bell South, партнер Philips по торговле экранными телефонами, продает в месяц около 4 тыс. устройств, снабженных системой Call Waiting Deluxe. Компания Nynex тоже заключила договор с Philips о проведении тестирования 6500 экранных телефонов в штате Нью-Йорк. Директор по кадрам Морин О"Хара утверждает, что со стороны участников последовала "феноменальная положительная реакция".

Так почему покупатели все же неохотно приобретают экранные телефоны?

По мнению Джеррита Шиппера, главы Philips Home Services, вначале они слишком дорого стоили. Выпущенное в прошлом году устройство Philips Screen Phone стоило 1100 долл., и с тех пор упало в цене до 300 долл.

"Люди еще не поняли, что цены снизились", - говорит Шиппер. Он далек от мысли, что отсутствие энтузиазма у потребителей связано с затруднением выбора между экранными телефонами, телеприставками и сетевыми компьютерами.

"Телефон - это телефон. Он всем нужен. Мы не пытаемся конкурировать ни с ПК, ни даже с сетевым компьютером. Мы хотим, чтобы наше устройство стало еще одним бытовым прибором вроде ПК или телевизора", - сказал Шиппер.

Еще одна проблема заключается в распространении. До сих пор телефоны было довольно трудно найти в продаже из-за недостаточно развитой системы каналов сбыта. "Когда телефоны попадут на полки магазинов, что уже начинает происходить, люди начнут их покупать", - сказал Айвазян.

Если в США эти устройства покупают неохотно, то в других странах и подавно. Экранные телефоны начали появляться в скандинавских странах, Франции, Великобритании, Австралии, Японии и Сингапуре лишь два года назад. Тем не менее, Philips провела успешные испытания Screen Phone с системой считывания интеллектуальных карт в Новой Зеландии, Финляндии, Испании и Великобритании, где, по словам Шиппера, эта технология уже в достаточной степени распространена.

Однако ни Philips, ни Nortel с US Order не пытаются представить смарт-карты главной областью применения экранных телефонов.

"Считывание смарт-карт - не главная его функция. Электронная почта гораздо важнее", - заметил Шиппер.

"Считывающее устройство в будущем окажется важным компонентом, но электронные покупки скорее всего никогда не станут основной областью применения TeleSmart", - подтвердил Корзайн. Он сообщил о результатах исследований, проводившихся в США, которые показали, что только четверо из обладателей экранных телефонов регулярно пользовались смарт-картами для покупок.

Компании, заинтересованные в недорогих устройствах с функциями электронной почты, возможно, станут более важными клиентами производителей экранных телефонов, чем считалось раньше. Компания UPS объявила на конференции, что закупит 250 тыс. устройств Philips Screen Phone для использования в качестве терминалов Teleship. Нагеш Кадаба из UPS объяснил, что экранные телефоны будут применяться вместе с устройствами для печати этикеток, и предоставят пользователям возможность электронной отправки посылок и отслеживания их перемещения.

"Мы выбрали Screen Phone, потому что они намного дешевле, да и люди привыкли к телефонам больше, чем к ПК", - отметил он.

Небольшая компания Vintek, которая занимается информационной поддержкой автомобильных фирм, тоже объявила о заключении партнерского соглашения с Philips. Она намерена предложить пользователям Screen Phone электронный сборник официальных документов и аналитическую статистику. По словам Лоренса Хайблума, президента Vintek, услуги предназначены для автомобильных дилерских агентств, застрявших в каменном веке писчебумажных принадлежностей.

К числу компаний, заинтересованных в экранных телефонах, относятся, конечно, и банки, которые не упускают возможность предложить свои услуги посредством любого домашнего устройства, умеющего общаться с Internet. По утверждению вице-президента Citibank, Фрэнка Лидди, его банк в ближайшем будущем намерен через ряд производителей предложить клиентам услуги по обработке займов, оплате чеков, предоставлению информации по счетам и инвестициям.

Nortel спонсировала крупномасштабное тестирование своего экранного телефона с несколькими канадскими банками и собирается предложить клиентам соответствующие услуги в начале 1997 года.

По мнению Айвазяна, всемирный успех экранных телефонов будет зависеть от их маркетинга и распространения. "Экранные телефоны обладают функциями алфавитно-цифровых страниц, электронной почты, собственно телефонов, служб каталогов и Internet. Неужели вам не хочется получить все это всего за 300 долл.?" - удивляется он.