Работать на одну из самых быстрорастущих и молодых в истории высоких технологий компаний - занятие трудное, веселое и немного сумасшедшее. Спросите хотя бы ребят из команды Netscape по роликовому хоккею.
Они нашли отличное место для игры, но компания заняла его. Находчивые игроки выбрали другое местечко, но компании вновь стало тесно. Тогда они стали играть на незанятой автостоянке, однако и она немедленно понадобилась компании для машин новых служащих.
Такова жизнь сотрудников Netscape. С одной стороны, им нравится работать на компанию, которая растет столь быстро. С другой, им ежедневно приходится сталкиваться с рядом проблем, одна сложнее другой.
Взять хотя бы Крис Холтен. Год назад, будучи одним из трех сотрудников отдела по связям с общественностью, она отвечала на такое количество телефонных звонков, что не оставалось времени оторваться даже на обед.
Порой из-за уплотнений служащим Netscape приходилось делить одну тесную комнатку на двоих, а то и на троих человек.
Как-то сотрудники отдела маркетинга в течение девяти месяцев перемещались то на верхний этаж, то на нижний, и опять на верхний, всякий раз уступая место новобранцам.
Хоккейная команда в конце концов заняла бывшую баскетбольную площадку в дальнем конце территории Netscape, всего в нескольких метрах от строящегося шоссе, которое является единственным препятствием на пути дальнейшего расширения компании на восток. Никто из членов команды тогда, в 1994 году, и не предполагал, что компания дорастет до таких размеров.
"У нас была территория в тысячу квадратных метров и штат из 13 человек. Мы говорили: Господи, да это же целый стадион! Нам его никогда не освоить", - рассказывает 35-летний Том Пакин, один из инженеров-основателей компании, вспоминая день ее открытия 2 мая.
"Тысяча квадратных метров просуществовала всего 18 месяцев, - смеется Грег Сэндс, менеджер продукции, тоже любитель катания на роликах. - Три месяца спустя это пространство превратилось в сущий ад".
Сегодня в компании 1300 человек, и служащим, конечно, стало немного полегче, но они все равно жалуются, что тянут воз гораздо больший, чем могут осилить.
"Каждый день приходится принимать ответственнейшее решение - отбрасывать в сторону те дела, до которых не дойдут руки, - говорит Сэндз. - На вас висят десять дел, а успеваете вы только пять".
Время Netscape
Программистам Netscape приходится работать быстро. В промышленности сокращенные сроки выпуска продуктов называют "временем Internet", но в Маунтин Вью им придумано другое название - "время Netscape".
Несколько инженеров даже решили заняться исследованием феномена растяжения времени, с которым они столкнулись в компании. И хотя по масштабности он не сравнимо с открытием закона всемирного тяготения после того, как Ньютону упало на голову яблоко, ученые смогли описать свою "новую реальность" простой формулой: один календарный год равняется четырем годам Netscape.
Поэтому служащим кажется, что они работают в компании гораздо дольше, чем это есть на самом деле.
Во избежание всевозможных депрессий, с перерабатыванием приходится бороться. Известно предостаточно историй о программистах, засиживающихся за работой до поздней ночи, питающихся дешевыми полуфабрикатами и отсыпающихся в креслах в перерывах между написанием процедур. Но, по словам сотрудников, Джим Барксдейл, возглавивший компанию в январе 1995 года, собственноручно повел борьбу с этим злом. Или, по его собственному выражению, стал осуществлять "родительский надзор". Папаша Барксдейл не стесняется гнать программистов домой, давать им отгулы и отправлять в отпуска.
Перенапряжение даром не проходит
Неудивительно, что лихорадочное внутреннее напряжение иной раз выплескивается и за пределы компании. По словам аналитиков, компания плохо справляется с поступающими телефонными звонками.
Роб Эндерл, аналитик из Giga Information Group, считает, что штат отдела сбыта Netscape растет слишком медленно. По меньшей мере шесть крупных компаний дали информацию о том, что отдел сбыта либо вовсе не отвечал на звонки, либо не выполнял данных обещаний.
Один клиент, представлявший крупную компанию, вспоминает, как год назад ему пришлось перезванивать по пяти различным номерам, пока он добрался до нужного человека. "Я им сказал, что они могут так потерять клиентов", - сообщил он.
Компания работает над решением этих проблем. По словам Майка Хоумера, вице-президента Netscape по маркетингу, штат отдела поддержки клиентов вырос до 255 человек, т.е. расширился почти в 11 раз.
По мере увеличения штата служащих в других отделах, снижается и число телефонных звонков, оставшихся без ответа. В отделе по связям с общественностью, в частности, теперь работают 10 человек, и хотя они жалуются, что очень загружены, работать им, вне сомнения, стало легче.
"При той скорости, с которой мы развиваемся, нам никогда не удастся набрать достаточное количество служащих", - сказала Розанн Сийно, директор по связям с компаниями.
Краткая история Netscape
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Совладает ли Netscape с собственным ростом?
Кэрол СливаТеперь, когда Netscape заняла ведущие позиции на рынке Web, многие были бы рады ее оттуда сбросить. Опрос ряда промышленных источников выявил большой разброс мнений относительно того, насколько успешно Netscape справится с собственным ростом и бешеными атаками конкурентов.
Брюс Смит, аналитик из брокерской компании Merril Lynch & Company - один из тех, кто считает, что Netscape придется несладко. "Они пытаются победить Microsoft в области маркетинга и нововведений, - говорит он, - но это скорее всего никому не под силу".
Чтобы выжить, Netscape придется хорошенько поработать, и стать партнером компаний, "которые действительно имеют вес", - добавил Смит.
Аналитики утверждают: чтобы удержаться на таком сейсмически активном рынке, как Internet, Netscape надо сохранять прежние темпы роста.
"Это возможность добиться высочайшего успеха для Netscape и других компаний, - считает Джим Брейер, член руководства Accel Partner. - Здесь не должно быть победителя, забирающего все лавры".
Он добавил, что если руководство Netscape сможет сохранить ориентацию на вычислительные среды intranet типа клиент-сервер, то в течение пяти лет прибыли возрастут до 1 млрд. долл.
По мнению обозревателей, такая возможность у Netscape есть, если она будет реинвестировать средства в компанию, а не беспокоиться о доходах. Обычная технологическая компания, выпускающая ПО, 20-30% от всех эксплуатационных расходов вкладывает в сбыт и маркетинг, и 10-15% - в исследования и разработку. В 1995 году соответствующие показатели по Netscape составляли 51 и 32%.
"Если сейчас ориентироваться на эти суммы, то можно запросто попасть в аутсайдеры. Почему бы не воспользоваться теми неслыханными возможностями, которые предоставляет Internet", - сказал Дэниел Раймер, аналитик из Hambrecht & Quist.
Кое-кто из клиентов поднимает вопрос о доверии к Netscape, ввиду изменчивости рынка, на котором она работает.
"Сейчас я бы не стал ставить на Netscape, - говорит Джо Бьютл, технический руководитель из William M. Mercer, компании, в которой используются серверы Netscape и программы просмотра Microsoft. - Я не знаю, что будет с Netscape. Вдруг она утратит свою долю рынка и лишится прибыли? Если нет прибыли, то вы не можете вкладывать деньги в исследования и разработку, следовательно, не можете сохранять заданный темп развития".
История Internet: с "древних" времен до возникновения Netscape Comm.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|