В прошлогоднем номере New Yorker был опубликован рисунок: собака, сидя за компьютером, с довольным видом произносит: "В Internet никто не знает, что ты собака".

Однако, вероятно, в дальнейшем хранить подобное в тайне станет невозможно, поскольку теперь провайдеры Internet с необыкновенной скоростью собирают, а после и продают данные о пользователях сети. Знают об этом пользователи или нет, но совершенные средства сбора данных в World Wide Web следят за каждым их шагом.

Пока еще сложно как-нибудь узнать адрес электронной почты и другую информацию о пользователе, но с внедрением стандарта X.509 ситуация должна измениться. Дело в том, что заголовок X.509, передаваемый вместе с сообщением, будет содержать имя пользователя, адрес его электронной почты и многое другое.

На данный момент с узла Web сложно узнать что-либо о пользователе, кроме его IP-адреса. Однако скоро узел Web будет автоматически пытаться загрузить на связывающийся с ним компьютер в целях идентификации пользователя некий программный "подарок". В результате каждый посетитель узла сможет прочитать направленную лично для него информацию и рекламу, зависящую не только от того, чем именно он интересовался прежде, но даже и от его операционной системы и браузера.

Уже в начале следующего года компания NetCount собирается выпустить программу Head Count, способную перехватывать информацию сертификата Х.509.

"Возникает вопрос: насколько это будет тактично по отношению к пользователям?" - сомневается Гранд, глава NetCount. Он уточнил, что в коммерческих целях компания предполагает использовать лишь статистическую информацию, имеющую демографический характер, а не конкретные имена или адреса электронной почты.

Спрос на подобную информацию достаточно велик. Многие компании хотели бы оценить эффективность электронной рекламы, размещенной ими на страницах Web, узнать, сколько человек ее прочитало.

То, что при рекламе в Web можно получать значительно более точные данные, чем на телевидении или в печати, превращает хозяев Сети в неких оруэлловских "Больших Братьев", которые все видят. Однако пока в "Паутине" обращают основное внимание не на самих пользователей, а на их действия.

Как и многие другие фирмы, компания American Express планирует собирать данные о пользователях на своем узле ExpressNet и продавать списки их электронных адресов другим фирмам. Однако, как обещает руководство компании, American Express намерена дать своим пользователям возможность отказаться от "регистрации" и последующего коммерческого использования информации о них.

"Тем, кто только просматривает страницы, мы не будем посылать каких-либо незатребованных сообщений", - заверил представитель компании, добавив, что политика компании в отношении сохранения инкогнито пользователя будет объявлена.

Джеймс Глисон, юрист AT&T, заявил, что в скором времени абоненты корпорации будут оповещены о способах уклонения от использования их данных в коммерческих целях. Адвокат компании MCI Communications Мэтт Найдел утверждает, что MCI намерена воспользоваться информацией по абонентам сети в своих целях, за исключением адресов электронной почты.

"Мусорная" почта

Компания America On-Line (AOL) выслушала немало жалоб на те барьеры, которые она попыталась поставить на пути засоряющей сеть почты. В июне AOL публично заявила о намерении защитить секреты своих абонентов и сейчас ведет активную борьбу с "мусорной" почтой. В рамках этой политики компания уже затеяла судебное разбирательство с фирмой Cyber Promotions, которая отказалась прекратить рассылку непрошенной электронной рекламы клиентам AOL.

"Ненужная почта угрожает целостности сети", - говорит директор компании. Он утверждает, что почти половина всей проходящей по сети электронной почты представляет собой мусор.

AOL оставляет за собой право препятствовать прохождению почты ее собственных клиентов и продавать определенным компаниям списки адресов электронной почты пользователей.

Кремниевая Долина

Некоторые узлы Web уже объявили, каким образом клиент может избежать использования владельцем узла информации о пользователе в своих целях. Однако остальные, и таких большинство, все еще медлят с этим.

Частные адвокаты, эксперты-юристы и правительство в один голос предупреждают руководство компаний о том, что, если те в скором времени не определятся в этом вопросе, реакция клиентов окажется весьма неблагоприятной и будут введены новые меры, регулирующие применение информации частного характера.

Многие считают, что согласие пользователей должно быть минимальным требованием при подобных обстоятельствах. В противном случае дело может дойти до вмешательства государства и принятия специальных законов об использовании частной информации в Internet. А от одной мысли об этом высокопоставленных руководителей Кремниевой Долины бросает в дрожь.

Юрист компании Netscape Communications, Питер Хартер, признает, что сейчас многие обеспокоены неясным положением дел. Он заметил, что бизнесмены в особенности опасаются "плохого регулирования и плохого законодательства".

"Техника повышения секретности"

Уже сейчас начинают появляться продукты, получившие название "техника повышения секретности". Впереди всех идет Electronic Frontier Foundation со своей программой eTrust, которая рисует на экране открытый глаз, когда узел Web собирает информацию о пользователе, и закрытый глаз в противном случае.

Некоторые компании выпускают средства, позволяющие клиентам самим решать, кому можно знать их имена. Например, утилита Fast Forward компании PrivNet, предназначенная для работы с браузером Netscape Navigator, умеет блокировать "подарки"-запросы, которые узел Web пытается переслать на компьютер пользователя с тем, чтобы его идентифицировать.


Могут ли меня оставить в покое?

Согласны ли пользователи получать по электронной почте
целенаправленные коммерческие предложения:

Не согласны
36%
Согласны
7%
В чем-то согласны
25%
В чем-то несогласны
32%
Источник: EQUIFAX AND LOUS HARRIS & ASSOCIATES