В совокупности вся эта цепь событий к началу следующего столетия превратит микропроцессорный бизнес Intel в рынок полупроводниковых приборов широкого потребления, даже несмотря на невообразимый рост суммарного объема продаж микросхем.
Заключительная глава весьма поучительной и изобилующей меткими суждениями книги руководителя Intel Энди Гроува "Выживают только безумцы" "Only the paranoid survive" проникнута духом самодовольства.
Лидер Intel принадлежит к числу самых блестящих и уважаемых в компьютерном мире руководителей. Мастерски проведя читателя по изобилующей бурными событиями 25-летней истории высокотехнологичной отрасли, Гроув признает, что не видит прямой угрозы основному бизнесу Intel со стороны Internet, несмотря на устоявшееся представление о всемирной сети как о "стратегической точке изгиба" и о "факторе, десятикратно ускоряющем перемены". Лишь сетевые компьютеры рассматриваются как потенциальный долговременный вызов Intel.
Возможно, Гроув прав. Рассмотрим, однако, сценарий, описывающий вероятное влияние Internet на такие сдвиги рыночных предпочтений мирового потребителя, которые могут привести к тому, что к концу столетия Intel лишится своего солидного положения на рынке.
Шаг 1. Пропускная способность сетей становится дефицитным техническим ресурсом, опережая в этом плане производительность микропроцессоров. Заказчики начинают делать все больше капиталовложений в свои сети, а не в настольные платформы. Потенциально крупные технологии, стимулирующие развитие настольных систем, такие как распознавание изображений и речи, либо терпят неудачу, либо для их реализации используются специализированные процессоры. Вероятность: 70%.
Шаг 2. Полезный срок службы типового корпоративного ПК увеличивается с трех лет до пяти. Другими словами, переход на мощные настольные клиентские станции с Pentium Pro и Windows NT замедляется. Большие деньги тратятся на что-то другое. Вероятность: 70%.
Шаг 3. Удлинение цикла модернизации ПК приводит к ограничению спроса на самые передовые микропроцессоры. Это повышает жизнеспособность поставщиков Intel-совместимых процессоров. Вероятность: 90%.
Шаг 4. Бум на азиатских рынках ПК подталкивает NEC, Fujitsu, Toshiba и/или Samsung к агрессивному проникновению в сферу бизнеса Intel-совместимых процессоров. По всей вероятности, они купят или приобретут контроль над Advanced Micro Devices или Cyrix. Вероятность: 95%.
Шаг 5. Азия становится крупнейшим мировым рынком ПК, на котором доминируют азиатские поставщики, использующие Intel-совместимые кристаллы. Intel пытается предотвратить сокращение ее доли на рынке за счет снижения цен. Однако у японских и/или корейских фирм-конгломератов достаточно пухлые кошельки, чтобы выдержать и даже усилить ценовое давление. Вероятность: 95%.
В совокупности вся эта цепь событий к началу следующего столетия превратит микропроцессорный бизнес Intel в рынок полупроводниковых приборов широкого потребления, даже несмотря на невообразимый рост суммарного объема продаж микросхем. Возможность такого исхода событий можно оценить вероятностью осуществления всех пяти шагов (70%x70%x90%x95%x95%), составляющей примерно 40%. Однако если первые два шага действительно будут иметь место, тогда вероятность возрастает до 80% и выше.
Разумеется, даже при таком развитии событий Intel все еще сможет остаться мировым лидером в области микропроцессоров. Она просто перестанет быть фактическим монополистом. С другой стороны, учитывая огромные усилия, которые предпринимают Гроув и его коллеги в области коммуникаций, телевидения и мультимедиа, не исключено, что когда-нибудь микропроцессоры станут для Intel одним из второстепенных рынков.
Не забывайте, что 15 лет назад Intel в сущности была производителем микросхем памяти. Через 15 лет монополисты на рынке микропроцессоров исчезнут почти наверняка. Какова будет роль Intel тогда? Сегодня это подходящая тема для безумных идей.