В 1997 году войдет в моду "изящная худоба" программных продуктов: вместо десятков мегабайт они начнут занимать единицы.

Примеру Corel, объявившей, что ее новый офисный пакет будет умещаться всего в 2 Мбайт, и Oracle, чей HatTrick столь же непритязателен, последуют и другие производители.

Со времени появления Windows разработчики всячески "раздували" свои приложения: сейчас для большинства последних версий программ требуется не менее 16 Мбайт оперативной памяти и не менее 50 Мбайт свободного пространства на жестком диске.

По словам главы Sun Скотта Макнили, это становится просто нелепым. "Моя любимая функция в Microsoft Word 7, - иронически заметил он, - это возможность изменения вида линии, подчеркивающей слова: ее можно превратить из красной волнистой в какую-нибудь другую, которая, по вашему мнению, выглядит лучше.

Нужно ли это кому-нибудь? Ну конечно нет. Мне представляется, что человек, занимавшийся процедурой изменения линии подчеркивания, мечтал о том, что, быть может, со временем он станет руководить процессом разработки всего Word".

Смысл этого высказывания очевиден. Приложения, по сути своей, крайне простые (например текстовые процессоры), чрезмерно засоряются функциями с абсурдно высоким уровнем детализации.

Даже в Word 6 на основном экране находится более 60 инструментариев, с помощью которых можно рисовать эллипсы, изменять толщину линий и делать прочие, совершенно не относящиеся к текстовым процессорам вещи. Причем подобная перегруженность функциями - к сожалению, свойство продуктов далеко не одной только Microsoft.

Все это приводит к тому, что ПК становится, по выражению Макнили, "генератором деятельности человека": пользователи тратят огромное количество времени на возню с различными возможностями приложений, успевая сделать очень мало полезной работы.

Альтернативой может служить "облегченное" ПО: в случае с текстовым процессором, например, это продукт, который не содержит тысячи настраиваемых функций, а позволяет просто набирать тексты и отправлять электронную почту. Пакет Oracle HatTrick, состоящий из текстового процессора, электронной таблицы и программы презентационной графики, занимает всего 2 Мбайт.

Остальным производителям придется последовать этому примеру просто потому, что у них нет выбора. Если Internet, как и предполагалось, станет неотъемлемой частью компьютерной среды, пользователям понадобятся небольшие быстрые программные пакеты, к которым можно осуществить доступ через Web-браузер.

Это, в свою очередь, означает, что продукты придется полностью переписать на Java и приспособить для парадигмы Internet - "загружайте нужные вам вещи тогда, когда они вам нужны". Это будет выполняться лишь в том случае, если производители станут создавать свои продукты для платформ типа сетевого компьютера Microsoft или Zero Admin NetPC. Сейчас самое время начать переписывать программное обеспечение заново.

Объем программ неизбежно уменьшится. Во-первых, благодаря сжатости синтаксиса Java и его объектной ориентированности, на этом языке можно писать очень экономичные приложения. Во-вторых, нынешние программы, разросшиеся, как биомасса, содержат столько ненужного старого хлама и разных функций, что впору отправлять за ними археологические экспедиции: приложения пора очищать.

Сложные приложения, в частности программы для проектирования и моделирования, так и останутся громоздкими, но дни "программных вампиров", присосавшихся к тривиальным пользовательским операциям, уже сочтены.

Было бы неплохо, если бы в один прекрасный день пользователи хором заявили: "Эй, нам больше не нужны новые функции!"

Однако они не делали этого, надеясь, что Internet остановит "наступление обезумевших мегабайт". На этот раз пользователям повезло, и я надеюсь, что они усвоят два важных урока. Первый: чем больше функций, тем меньше пользы. И второй: развитие компьютерной индустрии пока еще полностью зависит от производителей.