с мэйнфреймами сотрудников оказалось "не у дел", уже стал достоянием истории.

Сейчас же я считаю, что появление вычислительных систем типа "браузер/сервер", то есть основанных на World Wide Web, может привести к закату эпохи систем клиент-сервер, причем намного быстрее, чем кто-либо ожидал.

На двухдневной встрече наиболее "продвинутых" американских пользователей Web я сделал для себя немало открытий. Среди участников этого мероприятия были компании, которые одними из первых начали работать с "паутиной": Bank-Boston, Citicorp, Dell Computer, Federal Express, Rockwell Automation, Sandia National Labs, Time Warner, Trans Ocean и U.S. West.

Прежде всего, меня поразило, насколько быстро прижилась в этих компаниях новая технология. У Trans Ocean, до этого перешедшей с мэйнфреймов на системы клиент-сервер, уже было 60% наследуемых приложений, работающих на внутрикорпоративных сетях на базе Internet. Web-узел компании Dell первоначально создавался для региональных представителей, чтобы помочь им в конфигурировании систем. Менее чем за год он превратился в целый интерактивный отдел!

Пользователи убедились в том, что Web-системы, по сравнению с системами клиент-сервер, имеют множество преимуществ; я имею в виду, в первую очередь, короткие сроки их создания, простоту и быструю окупаемость. Для реализации стандартных проектов требовалось менее 12 недель. В некоторых случаях стадия определения потребностей конечных пользователей занимала не месяцы, а считанные часы.

Использование браузеров на настольных компьютерах дало возможность свести стоимость клиентской части деловых приложений фактически к нулю. Во времена господства технологий клиент-сервер поддержка финансовых приложений в ста странах мира обходилась компании Citicorp приблизительно в 1 млн. долл. Сегодня, с переходом на технологии, основанные на Web, расходы по этой статье сократились до 50 тыс. долл.

Подобных историй на встрече можно было услышать много, однако ее участники не ограничились комплиментами в адрес новой технологии. Немало было сказано и о той роли, которую сыграли при переходе на Web-системы отделы информационных систем. Нормальные деловые отношения между администраторами узлов Web, отделами пользователей и информационными отделами были налажены в большинстве компаний немалой кровью.

Какие выводы следует извлечь из атаки пользователей на отделы информационных систем? Нам нужны профессионалы нового типа, готовые рисковать, не идти на поводу у традиций, ломать заборы, возведенные вокруг корпоративной информации. Каждый день, каждую минуту эти профессионалы должны думать о том, как облегчить работу клиентов и приумножить средства предприятия, используя новые технологии.

Конечно, мои требования несколько утрированы. Один из участников встречи, кстати говоря, представляющий информационный отдел своей компании, достаточно удачно сформулировал стоящую перед всеми дилемму: "Мы пришли к тому, что пользователям разрешено самим писать приложения. В результате появилось множество плохих программ, но, вместе с тем, нам удалось значительно сэкономить средства, повысить производительность труда, увеличить доходы и, наконец, угодить заказчикам".