Или, в лучшем случае, дают данные в процентах от прошлогодних результатов (представленных также в процентах - от позапрошлогодних достижений).
Отрадным исключением является компания Hewlett-Packard, российский отдел персональных компьютеров и периферии которой обнародовал размер собственного оборота - 210 млн. долл. в начале декабря, сразу по окончании своего финансового года. А 15 декабря компания провела специальную пресс-конференцию, где Борис Щербаков, руководитель отдела персональных компьютеров и периферии, подробно рассказал о достижениях компании в России.
В начале своего выступления он заметил, что вышеупомянутые 210 миллионов - "это еще не все". В Северо-Западном регионе второй год работают две финские компании. Строго говоря, они действуют на чужой территории, но этот конфликт разрешился мирным путем, к удовольствию обеих сторон: финны открыли в Петербурге полноценные представительства, продают технику и получают деньги, а российское представительство учитывает их в своей статистике. С учетом "финских" денег оборот отдела составил 225 млн. долл.
Далее Щербаков привел данные статистики о состоянии российского рынка ПК и периферии, а также о положении дел Hewlett-Packard в различных его секторах.
На рынке ПК, который, по оценке HP, в 1996 году составил 1,2 млн. машин, лидерами являются отечественные сборщики "Вист" - 14,3% рынка (в штуках) и R&K - 5,5%. Далее идут Hewlett-Packard - 4,4%, Compaq - 4,3%, IBM - 4,2%, Acer - 3,3%. Еще 9% рынка занимают остальные известные производители, а 55% приходятся на 2,5-3 тыс. отечественных сборщиков. Обращает внимание точность подсчетов доли трех ведущих мировых производителей - HP, Compaq и IBM. До сих пор, кажется, никто не пытался подсчитывать что-либо на российском рынке с точностью до 0,1%.
На рынке ПК-серверов картина несколько иная. По данным IDC, Compaq занимает 17% этого рынка, HP - 13%, Acer и R-Style - по 12%, Dell и DEC - по 7%, IBM - 5%, SNI - 3%. На остальных приходится 24% рынка. Общий же объем рынка был оценен в 32211 компьютера (точность необыкновенная).
Привел Щербаков и статистику о рынке периферийных устройств, которые дают около половины объема продаж. Hewlett-Packard принадлежат 68,7% рынка лазерных принтеров (далее следуют Epson - 9,6% и Oki - 8,9%), 31,6% - струйных (здесь лидер Epson - 45,2%, третья компания - Canon, занимающая 7,7% рынка). Это данные IDC. А вот распределение рынка сканеров Hewlett-Packard и Cognitive Technologies посчитали самостоятельно. По их мнению, 78% этого рынка принадлежит HP, ближайшим конкурентам - Mustec и Epson - 8% и 4% соответственно.
В банки уходит 40% продукции HP, в правительственные структуры - 35%. Маловато пока приходится на телекоммуникационные проекты, промышленность и нефтегазовый сектор - по 5%, однако, по словам Щербакова, работа по внедрению продукции компании в эти сектора рынка идет.
Что касается географического распределения поставок продукции HP, то на Москву пришлось 50% объема продаж, на Сибирь, Урал и Поволжье - по 9%, Северо-Запад - 8% (с учетом финских поставок). Последний регион и был назван самым быстрорастущим и перспективным.
Большим достижением компании в России Щербаков назвал создание мощной и разветвленной сервис-службы компании и даже пообещал создать в России "мини-Амстердам" (в "обычном" Амстердаме находится европейский сервис-центр HP).
Увы, приведя столько данных о российском компьютерном рынке и о присутствии Hewlett-Packard в различных его секторах, Щербаков не смог сказать ничего о прибыльности, полученной HP в России. По его словам, такие данные есть только в венском офисе компании, поскольку здешнее представительство - не субъект хозяйственной деятельности, а лишь "посольство Hewlett-Packard в России".