Не секрет, что intranet можно установить без больших капиталовложений и практически не внося изменений в существующую инфраструктуру. Вопрос только в том, насколько полезна будет такая сеть.

В большинстве компаний некоторые части новой сети уже созданы. Поэтому присоединение intranet к уже существующим или планируемым к развертыванию системам - шаг вполне разумный и не слишком сложный. Планировать придется долгосрочную поддержку работоспособности и рост сети.

В состав "инфранет" входят как оборудование, так и персонал; задача последнего - поддержка пользователей и разработка интерфейсов и приложений. Наличие всех необходимых компонентов "инфранет" - залог успеха или неудачи проекта в целом.

Как утверждают администраторы intranet-сетей, помимо серверов, TCP/IP и настольных систем под инфраструктурой следует понимать:

  • наличие достаточной пропускной способности для беспрепятственной передачи трафика, напряженность которого неуклонно растет;
  • поддержку пользователей и управляемых ими Web-страниц;
  • разумно спроектированные интерфейсы и приложения.

Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить прочную и при этом гибкую основу, поскольку требования к информационной системе все время меняются.

Очень удобно, когда первые работы над новым проектом выполняются в виде частного задания в рамках более крупного проекта.

Как говорит Винче Баррьеро, руководитель информационной службы компании The Sharper Image, его организация именно так и поступила. Фирма занимается розничной торговлей; руководство уже давно собиралось предоставить сотрудникам магазинов прямой доступ к корпоративной базе данных - это позволило бы сократить время прохождения заказа, уменьшить объем работы по учету товаров и, в конечном счете, поднять уровень обслуживания покупателей. Согласно существующей системе, продавцы передавали заказы товаров на склад либо по телефону, либо по компьютерной сети, доступ к которой был затруднен; обработка заказов осуществлялась только на следующий день.

К сожалению, говорит Винче Баррьеро, недостаточная интенсивность потока транзакций от магазинов к центральной базе данных не позволяла надеяться на быструю окупаемость капиталовложений в более совершенную систему (нужно было установить выделенный сервер для связи с корпоративной базой данных, закупить все необходимое оборудование и оплатить услуги сети связи).

Тем не менее, увязав эти вложения с проектом общего усовершенствования торговых систем в магазинах, Баррьеро смог построить intranet почти бесплатно. Стоимость проекта составила от 4500 до 5000 долл. в расчете на каждый магазин плюс 100000 долл. за разработку программного обеспечения, установку оборудования и подключение к каналам связи центрального офиса компании. Однако сама intranet, по словам Баррьеро, не стоила практически ничего.

В контрольно-финансовом управлении шт. Техас осуществляется переход с сетей SNA на TCP/IP. Как рассказывает системный аналитик Ральф Хатчинс, в этот проект органично вошла работа по созданию intranet.

Стоимость пилотной сети intranet составила 50000 долл. (включая закупку выделенного сервера RS/6000 и необходимого ПО, а также затраты на консультации и программирование), однако эти расходы почти полностью учтены в уже профинансированных затратах по переходу на новую сетевую технологию.

Значительное расширение intranet-сети компании United Parcel Service (UPS) произойдет в рамках проекта по замене каналов связи между более быстрыми маршрутизаторами (в том числе и T-1). Об этом рассказал Джозеф Лолесс, руководитель проекта.

Большая часть затрат, требуемых в начале года для обеспечения доступа к intranet 80000 пользователей (раньше к ней были подключены всего лишь 4000 человек), фактически уже произведена. На всех настольных станциях под Windows 95 и NT, а также на серверах Novell NetWare установлено ПО TCP IP.

Джозеф Лолесс надеется, что по мере роста объема интерактивно доступной корпоративной информации, будут увеличиваться и затраты на поддержание сети. Как это ни удивительно, во многих случаях трафик intranet не будет забивать каналы связи. Можно предположить, что в компаниях, где уровень автоматизации офисных работ высок, intranet вберет в себя основную часть трафика.

При таком подходе, однако, может возникнуть проблема сервера. Большинство компаний затевают работы с intranet, используя недорогие серверы младшего класса, которые начинают захлебываться при пересылке больших документов. В результате может оказаться, что нужный документ проще получить традиционными средствами, чем при помощи intranet.

Кроме того, переход на TCP/IP может затруднить работу хост-компьютеров.

Хатчинс отмечает, что после перехода на TCP/IP мэйнфрейм управления превратился в сильно загруженный сетевой хост-компьютер; работа с этим протоколом требует больших затрат машинного времени, а эффективность использования компьютера получается ниже, чем при работе со SNA. По словам Хатчинса, в связи с ростом нагрузки на сеть управление было вынуждено купить второй связной контроллер модели 3172 за 20000 долл.

В UPS предпочитают не рисковать. Чтобы в будущем избежать заторов, руководство компании приняло решение о переходе на более быструю сеть. Чтобы увеличить время безотказной работы сети, в UPS собираются полностью продублировать Web-сервер. Возможно, даже будет предпринято полное зеркалирование всего вычислительного комплекса, включая службы поддержки, сервер DNS (Domain Name Server) и proxy-сервер - всего 15 служб.

Проблема надежности заботит и руководство банка Hibernia National Bank. Проект Vision 2000, над которым сейчас работает информационный отдел банка, представляет собой часть трехзвенного проекта системы клиент-сервер. "Где проходит граница разумной избыточности - по границам регионов или по границам филиалов банка?" - вот что волнует Тада Гимела, главного технолога проекта. Тад Гимел, правда, отмечает, что, скорее всего, будет принято решение об обеспечении избыточности на уровне филиалов банка; при этом предполагается использовать Novell NetWare IP 2.

Несмотря на то что оборудование и даже каналы связи иногда можно получить практически бесплатно - за счет других компонентов информационной системы во всех этих проектах есть один скрытый источник затрат: техническая поддержка.

"Очень многие пользователи нуждаются в помощи при конфигурировании браузера", - отмечает Джозеф Лолесс.

Поддержкой сети intranet и сервера Web, число обращений к которому иногда доходит до 350000 в день, в UPS занимаются 20 человек.

Разумеется, к этой деятельности понемногу подключают всех сотрудников. Когда компания строит intranet, "работы хватает всем: специалистам по компьютерам, по сетям и прочим работникам. Большая часть этой работы приходится на последующее сопровождение и поддержку", - говорит Хатчинс.

Не следует недооценивать и усилия, связанные с разработкой. Бесспорно, наиболее важная часть работы по установке intranet - создание универсального интерфейса для Web-страниц. Как рассказывает Якоб Нильсен, специалист по интерфейсу пользователя из Sun Microsystems, в большой компании убытки, связанные с поиском нужной информации на Web-серверах, могут достигать миллиона долларов. Тем не менее многие фирмы при разработке систем стремятся сэкономить на интерфейсе.

"Следует отличать физическую инфраструктуру от информационной", - отмечает Нильсен. Он недавно закончил работу по усовершенствованию интерфейса intranet в Sun; прошлая версия была выпущена два года назад и уже перестала отвечать потребностям пользователей. "Мы пытаемся структурировать интерфейс", - поясняет Нильсен.

Вот это и есть "инфранет". Никакой intranet долго не протянет, если не будет необходимой инфраструктуры.

Применяется ли системный подход к этим сетям? В компании Entergy Services примерно 100 пользователей intranet - и никаких проблем с пропускной способностью. В UPS - 4000 пользователей, и со скоростью тоже все в порядке. Но ни в той, ни в другой компании никаких системных средств управления сетью не применяется. Так, может быть, дай срок - и в intranet возникнут заторы?

Скорее, дай срок - и компании начнут-таки применять системный подход. Для того чтобы его можно было использовать, нужны необходимые средства. Кроме того, управление сетью невозможно, если отсутствует соответствующая структура. По мере того как intranet будет превращаться в устоявшуюся технологию, появятся и средства администрирования.

"Большинство людей очень слабо представляют себе, как должна быть устроена система", - уверен Майкл Салливен-Трейнор, аналитик компании International Data Corp. По его словам, большинство компаний просто лепят intranet из разрозненных кусков кода CGI и документов в формате CGI и "надеются, что эта штука не зависнет".

Салливен-Трейнор говорит, что средства для мониторинга серверов intranet становятся все более доступными. Можно упомянуть Web-продукты от таких поставщиков, как Netscape, Net.Genesis, Secure Comuting (WebTracker) и Microsystems Software (CyberSentry). Можно обратиться и к традиционным средствам управления трафиком, например CA-Unicenter или HP OpenView.

Сетевые администраторы, умеющие думать, обо всем этом позаботятся заблаговременно - иначе им придется платить за зависания и ненадежность серверов.