В то же время поставщики технологий электронной коммерции предлагают программные продукты в надежде, что "золотой век" Сети вот-вот наступит. Хотя множество компаний уже размещают свою информацию на Web, по мнению аналитиков, лишь небольшая их часть пытается переносить в Сеть свой бизнес.

"Есть разница между забавным, интересным и полезным, - заметил Дэвид Тэйлор, вице-президент и руководитель отдела исследований в Gartner Group. - Мы много занимаемся маркетингом и обменом информацией, но в Internet по существу не работаем. Электронная коммерция, как специфическая область примения информационных технологий, все еще находится в зачаточном состоянии".

Некоторые производители сообщили, что крупные компании приобретают приложения электронной коммерции, но большинство таких разработок все еще находится в лучшем случае в стадии тестирования.

Например, представители IBM недавно объявили, что около 100 потребителей по всему миру уже сейчас используют разработанное компанией семейство продуктов электронной коммерции Commercepoint. В его состав входит Net.Commerce, работающий под Windows NT и AIX, базовая конфигурация которого стоит менее 5000 долл. Выпуск версии для System/390 запланирован на 1997 год. Представители IBM заявили, что приложения Commercepoint используются в японских Fuji Bank и Plus, датской Egmont Publishing Group и в компании, которая занимается розничной торговлей одеждой, L.L. Bean, в США. Однако, как заметили сотрудники IBM, только последняя имеет действующую систему заключения сделок.

Базовая инфраструктура средств связи вполне достаточна для поддержки электронной коммерции, по крайней мере на Западе, и, как считает Тэйлор, в течение ближайших двух лет должна стать весьма надежной. Однако, по мнению Тэйлора, приложения пока еще не универсальны и далеко не совершенны с точки зрения удобства использования, безопасности и готовности к применению. Единый подход в данном случае неприменим, поскольку приведет к информационной перегрузке потенциальных потребителей.

"Компании обращают внимание на число пользователей Web, в то время как нам следует сконцентрироваться на развитии идеи настройки среды в соответствии с пожеланиями потребителя", - считает Тэйлор. Еще один важный шаг в этом направлении - технология принудительного распространения по Internet, согласно которой пользователям и покупателям автоматически передается информация, специально настроенная в соответствии с их требованиями.

По результатам исследований Gartner Group, несмотря на появление технологии принудительного распространения, пройдет еще четыре года, прежде чем уровень развития новой технологии обеспечит повсеместное распространение электронной коммерции. Сейчас простейшие узлы Web имеют около 15% крупных компаний. Однако к 2000 году, как сказано в отчете, четверть всех приложений обработки транзакций появится в Web.

Некоторые наблюдатели полагают, что определенная настороженность со стороны самих компаний может замедлить темпы роста и развертывания систем электронной коммерции. Но в то же время потребители возлагают большие надежды на торговлю через Web, нежели на сами торговые компании.

Обзор, подготовленный по запросу AT&T исследовательской компанией Odyssey, показал, что в то время как 39% опрошенных потребителей рассчитывают воспользоваться интерактивной торговлей уже в 1997 году, только 17% компаний считают, что Internet в этом году станет важным каналом продаж.

В опросе, который проводился на территории Соединенных Штатов, приняли участие 2003 потребителя и 501 руководитель торговых компаний. Многие руководители заявили, что их компании в настоящее время не имеют выхода на Web и не планируют получить его в ближайшие пять лет. Между тем потребители в вопросе долгосрочных планов покупок согласны с мнением сотрудников Gartner Group в отношении временных рамок распространения интерактивных транзакций. Исследование показало, что 55% потребителей все же рассчитывают воспользоваться возможностями интерактивной торговли в течение ближайших пяти лет.

Уровень развития индустрии электронной коммерции характеризует еще и то, что объем затрат на интерактивную рекламу, хотя еще довольно небольшой по сравнению с другими отраслями, все же устойчиво возрастает, как сказано в отчете, опубликованном Internet Advertising Bureau (IAB). Созданное в июне прошлого года IAB объединяет 135 компаний, в том числе интерактивные службы, исследовательские организации и поставщиков информационных технологий. Как показало исследование, проведенное аудиторской компанией Coopers&Lybrand, в течение первых трех кварталов прошлого года объем интерактивной рекламы постоянно возрастал: 29,9 млн. долл., затем 51,9 млн. долл. и, наконец, 75,6 млн. долл.

Партнерские соглашения между компаниями, которые специализируются на информационных технологиях, также могут поддержать электронную коммерцию за счет создания более функциональных приложений. "Компаниям неизбежно предстоит понять, что они просто не смогут делать это в одиночку", - заключил Тэйлор.

Harbinger представляет технологию электронной коммерции

Технология Internet Value Added Server Technology (IVAS) компании Harbinger, предназначенная для электронной коммерции и передачи конфиденциальных данных по сети, с января поставляется в виде самостоятельного продукта для крупных корпораций и коммунальных служб.

Harbinger использует IVAS для управления защищенными сетями на основе Internet, на которых она предоставляет услуги по электронной коммерции и автоматизации документооборота в США, Нидерландах и Германии.

Предлагая технологию в виде продукта, Harbinger обеспечивает компаниям возможность быстро предоставить функции электронной коммерции своим поставщикам, дистрибьюторам и клиентам.

IVAS будет поставляться в двух вариантах: один, ориентированный на Internet, - для предприятий общественного обслуживания, другой, предназначенный для использования в intranet, - для крупных компаний. В оба пакета входят модули расширения, реализующие определенные функции приложений электронной коммерции и автоматизации документооборота, которые можно настроить для использования в определенной отрасли бизнеса.

У некоторых клиентов Harbinger, пользующихся сетями компании, возникла потребность в более тесной, чем это ранее было возможно, интеграции IVAS с другими внутренними приложениями. Учитывая, в частности, этот факт, Harbinger намерена предлагать технологию для внутрикорпоративного использования.

Лицензии IVAS будут стоить от 500 тыс. до 1,5 млн. долл., в зависимости от конфигурации.

Первым официальным лицензиатом станет фирма Teledata Informacoes&Technologia SA, занимающаяся изучением кредитных рисков. Teledata воспользуется технологией для повышения скорости поиска информации по кредитам для своих клиентов в Бразилии.

Web-адрес компании Harbinger: http://www.harbinger.com/.

- Джеймс Николаи,
Служба новостей IDG, Бостон

SGI вовлекается в борьбу на рынке электронной коммерции

Руководители Silicon Graphics заявили о намерении активизировать электронную коммерцию, преследуя цель увеличить продажи выпускаемых компанией специализированных аппаратных серверов. Для этого был разработан набор инструментов, интегрированный с программами других производителей, который поможет организовать бизнес в сети World Wide Web.

В набор входят: WebForce Commerce Toolkit, включающий в себя семейство продуктов Cosmo компании SGI и инструменты разработки компаний EveryWare Development и Cadis; пакет WebForce Corporate, в составе которого SGI Intranet Junction и Netscape SuiteSpot; набор WebForce Intranet Workgroup, объединяющий Netscape Mail, News и SGI Intranet Junction.

Руководители Silicon Graphics не рассчитывают на то, что продажи нового набора инструментов внесут большой вклад в годовой доход компании. "Основное преимущество в том, что, снижая затраты начального этапа организации бизнеса в сети Web, мы будем способствовать продаже серверов Silicon Graphics, специально предназначенных для электронной коммерции", - отмечает директор по маркетингу систем WebForce Джей Кидд.

SGI - не единственная компания, предлагающая набор, где есть инструменты третьих фирм; она присоединилась к достаточно обширному кругу поставщиков как программного, так и аппаратного обеспечения. Например, представители Netscape объявили о том, что в SuiteTools войдут инструменты других фирм, и это дополнит линию средств разработки приложений Netscape ONE.

По мере того как среди присущих популярным Web-серверам возможностей все чаще упоминается обработка транзакций, производители начинают испытывать все большую потребность в мощных инструментах. Поэтому, даже несмотря на то, что некоторые составляющие набора компании SGI пока не готовы, многие пользователи говорят, что им нужно именно это.

Серьезной предпосылкой покупки интегрированного набора, а не отдельных пакетов, служит общий интерфейс, в который добавлены руководства и средство поиска информации, отсылающее пользователя к конкретным приложениям и функциональным возможностям в соответствии со сформированным запросом. Кроме того, цена набора (2995 долл.) меньше, чем суммарная стоимость его компонентов, приобретаемых отдельно. Планируется, что перечисленные ниже инструменты появятся на рынке в первом квартале 1997 г.

SGI Cosmo - линия авторских инструментов, в том числе шаблонов, позволяющих, не прибегая к написанию кода, создавать Web-страницы на языках VRML, Java и HTML.

EveryWare Development"s Tango и Shopping Cart. Инструменты быстрой разработки приложений первого пакета предлагают управляющие элементы drag-and-drop для создания программ, осуществляющих выборку данных из баз, поддерживающих ODBC. Shopping Cart дает покупателям возможность не заказывать каждый товар отдельно, а выбрать на сервере все интересующие и поместить их вместе в так называемую виртуальную торговую карту.

С помощью Krakatoa Catalog Publishing компании Cadis разрабатывают интерактивные Web-каталоги для приложений обработки транзакций.

Система Secure Link Executive фирмы Open Market предназначена для построения страниц, содержащих информацию о транзакциях.

Адрес компании Silicon Graphics: http://www.sgi.com.

- Марк Ферранти,
IDG News Service

Представители SGI сообщили, что на сегодняшний день уже доступны следующие продукты:

  • набор WebForce Intranet Corporate по цене 3995 долл., состоящий из Netscape SuiteSpot и SGI Intranet Junction он обеспечивает шаблоны для создания "домашних" страниц intranet и индексов на корпоративные серверы и страницы;
  • пакет WebForce Intranet Workgroup по цене 2000 долл., который включает в себя Netscape Mail, News и Intranet Junction и предназначается для разработки серверов intranet с интегрированными почтовыми средствами.