Создание компанией Intel новых микропроцессоров с функциями MMX поставило очевидный вопрос: каковы перспективы мультимедиа на корпоративном рынке?

Настанет день, когда обычный офисный ПК будет иметь микрофон, колонки и видеокамеру. Но пока для корпоративных отделов информационных служб мультимедиа имеет не самый высокий приоритет. Исследования, проведенные Computerworld в четвертом квартале прошлого года, показали, что две наиболее значительных мультимедиа-технологии, дисководы для компакт-дисков и звуковые платы пока еще не получили широкого распространения в корпоративной Америке.

В организациях с числом сотрудников более ста человек около 30% используемых ПК имеют дисководы для компакт-дисков. Звуковые платы, пусть даже просто колонки, еще менее популярны, ими оснащено всего 22% корпоративных ПК. Объединенные данные показывают, что средствами мультимедиа оборудовано не более 20% ПК.

Учитывая, каких денег стоит добавить дисководы для компакт-дисков и звуковые возможности к существующим ПК, значительная модернизация систем маловероятна. Более активно использовать мультимедиа в компаниях можно будет только после приобретения новых машин. Но, в отличие от потребительского рынка, мультимедиа-возможности сами по себе не станут для профессиональных пользователей настолько серьезным стимулом, чтобы заменить имеющиеся ПК.

Нежелание информационных служб вкладывать средства в мультимедиа вполне понятно. Вне отрасли технологии и мультимедиа серьезные приложения встречаются весьма редко. Web, главным образом, подчеркивает значимость для бизнеса дисководов для компакт-дисков, в то время как телефония на Internet и видеоконференции пока еще не приобрели сколько-нибудь серьезное значение. Но в следующем году должно появиться большое число полезных аудиослужб, которые оправдают использование звуковых возможностей для многих профессиональных пользователей.

Если не брать в расчет пока еще вызывающий сомнения возврат инвестиций, мультимедиа ПК привлекают внимание и, очевидно, достойны более точной финансовой оценки. Остается открытым вопрос о том, какой категории пользователей предназначены столь мощные устройства, поскольку они представляют собой сочетание "роскоши" и полезных функций. К сожалению, трудно избежать соблазна рассматривать усовершенствованные ПК всего лишь как иную версию исполнения телефона.

В ближайшие несколько лет возможности трехмерной графики вполне могут значительно увеличить разрыв между требованиями профессионалов и любителей. Вместе с дисководом для компакт-дисков, стереозвуком и экранами, все больше напоминающими по размеру экраны телевизоров, трехмерными играми и другими возможностями они, вероятно, придутся по вкусу многим потребителям. Мощность процессоров, необходимая для таких систем, будет без труда увеличена для поддержки основной компьютерной деятельности в бизнесе, изменяя кардинальным образом сложившиеся шаблоны. Служащие, возможно, вскоре будут вынуждены смириться с тем фактом, что их домашние системы имеют гораздо более интересные возможности, чем офисные ПК.

В ситуации раскола между профессионалами и любителями корпорации имеют требуемую полосу пропускания для поддержки усовершенствованных мультимедиа-возможностей, но у них нет способствующих их развитию приложений. Потребители, в свою очередь, могут представить себе все виды мультимедиа-развлечений и образования, но не имеют необходимой полосы пропускания. Вряд ли кто-либо может предположить, какая из сторон победит. Но горько сознавать, что постепенное превращение компьютеров в предмет развлечения стало результатом одного из крупнейших достижений в сфере технологии.


Д. Мошелла — старший редактор Computerworld. Его адрес в Internet: david_moschella@cw.com.