Как через пять лет будет расшифровываться ОПИ: "обучение с помощью Internet" или "очень плохая идея"? (В оригинале с IBT - Internet-based training и incredibly bad trash - прим. перев.).

Несмотря на то что о IBT говорят уже несколько лет, все это пока не более чем обещания. Из-за новизны IBT им пользуется совсем немного системных администраторов.

"О таком способе обучения знает большое количество людей, но я не думаю, что многие им воспользовались", - сказал Том Кэмпбелл, руководитель центра обучения компании John Hancock Mutual Life Insurance.

Однако число заинтересованных в IBT, по словам Брэндона Холла, редактора и издателя Multimedia Training Newsletter, растет. Опрос 1000 крупнейших (по списку журнала Fortune) компаний показал, что на долю обучения с помощью мультимедиа (компьютерное обучение с использованием двух и более типов данных, например - текст и звуковое сопровождение) приходится 16% от всего объема учебных мероприятий; этот показатель возрастет до 35% в течение двух ближайших лет. Что не менее важно, 86% опрошенных собираются реализовывать мультимедиа-обучение с помощью intranet.

По словам Эллен Джулиан, аналитика International Data Corp., объем услуг по обучению с помощью World Wide Web на рынке информационных технологий в 2000 году превысит 1 млрд. долл., тогда как сейчас этот показатель составляет менее 100 млн. долл.

Обучение на основе Internet связано с другим видом обучения - компьютерным (CBT, computer-based training). И тот, и другой способы подразумевают самостоятельное и "нелинейное" изучение предмета в произвольном темпе, то есть ученик может просматривать материалы в любом порядке. Оба метода основаны на информационных технологиях и более удобны, чем обучение в обычном классе.

Тем не менее разница существует. Холл определяет все виды сетевого обучения как инструктаж, который проводится, пока компьютер подключен к удаленному серверу intranet или Internet. Таким образом, в отличие от CBT, IBT обеспечивает взаимодействие с преподавателем. Учащиеся могут задавать вопросы преподавателю с помощью электронной почты, факса или телефона. Преподаватели, в свою очередь, могут устанавливать расписание "рабочих часов", в которые обучающиеся будут получать ответ немедленно. Для обеспечения взаимодействия между самими учащимися можно использовать chat-сессии и электронную почту.

"Преимущество IBT над CBT заключается в непосредственном участии преподавателя в процессе обучения", - говорит Кэй Майнер, преподающий информационные технологии в Медицинском центре университета города Джорджтаун.

Есть у IBT и административные преимущества. Филипп Барнхард, разработчик учебных курсов Ford Motor, утверждает, что хорошо спроектированный учебный план IBT позволяет компании наблюдать за успехами учащихся, определять "пробелы" в их знаниях, контролировать скорость усвоения материала и предотвращать пропуск ими отдельных тем. Если какой-то материал воспринимается учащимися с трудом, администратор может внести соответствующие коррективы в учебный план. Что касается метода CBT, ему присущи ограничения, связанные с отсутствием возможности централизованного контроля, которую имеет IBT.

IBT предоставляет уникальную возможность рассылать обновляемую информацию сразу многим пользователям, которые находятся на больших расстояниях друг от друга. Chevron Information Technology применяет IBT для нужд обучения полтора года. Джим Хакештейн, менеджер службы обучения, назвал этот метод "великолепным". "Вы обновляете всего одну копию, которая быстро передается массе других пользователей. Это очень рациональный и эффективный способ связи, если речь идет о большой группе людей, - говорит он. - Теперь к использованию наших новых продуктов можно приступать быстрее, чем раньше".

Однако, как известно, полной гармонии достичь невозможно. "Есть специалисты, которым не нужен инструктор", - говорит Сьюзан Голдберг, президент Northeast Training Group, провайдера услуг интерактивного обучения. "Другие же, возможно, не смогут обойтись без непосредственного контакта с преподавателем", - сказал Холл.

Расходы на сетевое обучение будут меньше, чем на традиционное, лишь при условии, что наберется достаточно большая группа учащихся. "Если у вас только 10 служащих, к сетевому обучению прибегать вообще нецелесообразно", - заметил Джефф Морган, президент Rad Media.

По словам Джулиан, может оказаться, что достаточно высокие расходы на разработку электронного курса обучения будет довольно трудно контролировать. Поэтому стоит поискать производителей, которые продадут вам готовый продукт по цене более низкой, чем стоимость самостоятельной разработки.

Существует также проблема пропускной способности. Сетевые курсы необходимо разрабатывать с учетом предельно низкой пропускной способности, иначе учащимся придется тратить больше времени на обучение, чем на работу.

Обучение решению технических задач, например программированию, - это естественная область применения IBT.

McDonald"s, в частности, использует CBT для технического обучения, и собирается выпустить сетевые курсы в начале текущего года. "Мы добились успеха, в частности, потому, что сконцентрировались на технических навыках, то есть на задачах, имеющих четкий и вполне однозначный ответ, типа "да-нет", "черное-белое", - говорит Бет Буск, ведущий преподаватель в отделе информационных систем McDonald"s. - Однако не пытайтесь методом CBT обучать людей умению общаться или руководить - они не запоминают информацию, поскольку лишены возможности попрактиковаться".

Кроме того, CBT помогло McDonald"s и в финансовом отношении. Буск утверждает, что после перехода на CBT расходы на обучение в компании сократились более чем на 18%. А когда McDonald"s создаст устойчивую структуру intranet, "экономия будет еще более ощутимой за счет одновременного обучения многих людей", - говорит она.

Ну и наконец, при обучении без преподавателя проще производить отсев малоспособных учеников. Пассивно вести себя на обычных семинарах - легко, а на электронных - невозможно. В результате на сетевых курсах отсеивается большее число учеников, чем на обычных.

Многим было бы интересно сравнить расходы на IBT со стоимостью любого другого средства обучения, однако соотношение стоимость/прибыль для этого метода остается пока малоизученным. Это связано с его новизной; кроме того, опыт его использования недостаточно велик, чтобы речь шла о каких-то конкретных цифрах. Однако первые исследования дали довольно многообещающие результаты.

Хакештейн, например, выяснил, что курс сетевого обучения Windows 95 на 8500 тыс. человек стоит 1,80 долл. на каждого. "Чем больше людей, тем выше экономия", - заметил он.

Мэри Кэй Мерлас, президент Information Technology Development, предлагающей традиционную и сетевую формы обучения, утверждает, что, по ее оценкам, интерактивное преподавание обходится на 20-25% дешевле обычного. Нэнси Льюис, генеральный менеджер Microsoft по обучению и сертификации, говорит, что стоимость сетевого обучения может снизиться вдвое против обычного, поскольку преподаватель в состоянии давать уроки, находясь в любой точке земного шара; да и особого компьютерного оборудования при этом не требуется. Экономия может быть достигнута и за счет других факторов. Взяв на вооружение IBT, отдел информационных систем может быть уверен, что все учащиеся пользуются одними и теми же материалами. Сравните с CBT и даже с традиционным обучением: эти методы не дают гарантии, что пользователи и преподаватели работают с самыми свежими материалами. С помощью Internet обновлять учебные пособия гораздо легче. В частности, это важно для информационных служб, которым необходимо, чтобы материалы использовались самые свежие.

"Отдел информационных систем всегда заинтересован в том, чтобы его служащие пользовались самыми лучшими из последних программ", - говорит Фред Сейбел, один из менеджеров BBN. С IBT по скорости распространения свежайших учебных материалов не сравнится ничто. Кроме того, IBT позволяет делать это относительно недорого.

В ходе исследования, которое финансировалось Macromedia, Холл взял под наблюдение восемь компаний, перешедших на CBT. Он выяснил, что временные затраты на обучение в этих компаниях существенно сократились.

Майнер сообщил, что над одним из проектов компании TRW теперь с помощью Internet работают группы, находящиеся на побережьях обоих океанов. Ранее этим занималась одна группа.

Итак, обучение с помощью Internet будет дешевле и эффективнее традиционных компьютерных методов. Его успех зависит от качества учебных курсов, числа учащихся и пропускной способности. Однако в тех случаях, когда необходим контакт с преподавателем, преимущества IBT теряют силу.