Как вы понимаете, довольно часто история специалиста, обращающегося в кадровое агентство, - это история конфликта между работником и хозяином. Конфликт этот вечен. Возник он с появлением первых наемных работников и будет существовать до полной победы коммунистического труда, другими словами всегда. Равно как и, к сожалению, всегда будут существовать "начальники-болваны" (или, что еще хуже - "начальницы-стервы"), вечны также и "работники-бездельники".
"Либо не устраивает зарплата, либо начальник - дурак, причем второе компенсируется первым", - так говорил мой бывший босс о причинах, по которым люди меняют место работы. Думаю, он был прав процентов на девяносто. Кстати, его самого уволили.
Цивилизованные средства жесткого воздействия на работодателя - профсоюзы и суды - у нас, практически, не применяются. Профсоюзы сохранились лишь на индустриальных или сырьевых гигантах, при этом чаще всего они контролируются хозяевами этих гигантов. А в суды, да и то крайне редко, обращаются лишь в случае полной невыплаты денег и увольнения. У нас в ходу все больше другие методы...
Хотелось бы затронуть тему так называемой социальной защищенности одной стороны (наемных работников) от другой (нанимателей). Хотя было бы несправедливо не упомянуть о незащищенности нанимателей перед специалистами.
Поговорим о довольно "страшных" явлениях. Сотрудники месяцами не получают заработанных денег. Увольнения (вариант - массовые) без выходных пособий. Неоплаченные больничные (нам здесь некогда болеть!). Специалиста выгоняют после затяжного испытательного срока с номинальной заниженной зарплатой, выжав из него всю полезную информацию. Страшно?
Теперь о том же, но "по другую сторону баррикад". Администратор сети, уволенный за пьянство, основательно подвешивает эту самую сеть, оставив пару запрятанных "приветов". Начальник отдела продаж уводит с собой нескольких лучших клиентов. Бухгалтер сообщает некоторую интересную информацию "кому надо". Тихая секретарша оказывается на новом рабочем месте вместе с уникальной базой данных. Программист уносит с собой... Не договорившийся о путях развития нового направления, руководитель уходит вместе со всеми разработками к конкуренту... А теперь страшно?
Боевые действия уже тем плохи, что отвлекают на себя драгоценные силы, время, средства. И все для того, чтобы, во-первых, показать, кто в доме хозяин, или, во-вторых, соблюсти вендетту. А ля гер ком а ля гер. И начинается... Мы вас дустом - а мы вам палки в колеса, мы вас службой безопасности - а мы вам убытков... И так далее. Разумеется, война - это крайнее обострение ситуации в компании. И она не может быть нормой, по определению. А между состояниями "мир-дружба" и "активные боевые действия" есть множество промежуточных стадий, на которых любой конфликт можно и нужно загасить.
К счастью, уровень интеллекта у людей, работающих в компьютерной отрасли, выше, чем в других областях, поэтому, обычно, все проблемы решаются мирным путем. И такую сомнительную вещицу, как полиграф (то бишь детектор лжи) для проверки лояльности не используют, как это происходит в банковско-финансовых кругах. Кстати, около этих кругов кормится целый выводок Полиграф Полиграфовичей - специалистов по детектированию неправды. Хотя любой психолог может объяснить, как легко обмануть данные измерительные приборы.
Как показывает практика русского компьютерного бизнеса, меньше всего конфликтных ситуаций по оси "хозяин - подчиненный" наблюдается там, где специалисты не испытывают на себе давления, психологического прессинга. А наиболее комфортно специалисты ощущают себя в тех компаниях, где "меры безопасности" не направлены против сотрудников. И наоборот, несколько скандалов последнего года, включая массовые уходы специалистов разных звеньев, наблюдались в структурах, соблюдавших жесткие меры предосторожности в отношении этих самых сотрудников. Помните о соотношении сил действия и противодействия?
Боже упаси меня давать советы владельцам компаний. Для бизнесменов пусть пишут в разделе "бизнес". У нас рубрика для наемных специалистов. Вот им-то несколько советов дать все-таки можно. Во-первых, в вашем CV не стоит сообщать причины вашего ухода с предыдущих мест работы, если это, конечно, не перевод. Во-вторых, при прохождении собеседования всегда помните, что перед вами - классовый собрат вашего бывшего работодателя. Член негласного профсоюза "работудающих". Даже если ваш потенциальный босс не испытывает симпатии к компании, из которой вы ушли (уходите, планируете уйти) - не стоит ругать фирму, а тем более ее хозяина. Гораздо достойнее вы будете выглядеть, отказавшись раскрыть подробности вашего конфликта. Вы можете (даже должны) назвать причину, но не стоит слишком вдаваться в детали и особенно давать волю эмоциям. Вспомните афоризмы про грязное белье или сор из избы. Это будет некоторым гарантом вашей неболтливости. В-третьих, не стоит забывать, что любой специалист - это лишь средство для выполнения каких-либо функций. И если вы изначально нанимались на работу как человек "с экаунтом", то есть с определенными связями, стоит хорошо подумать - а что будет, когда ваша уникальность исчерпается. А потребность в вас может отпасть. То же самое относится к разработчикам, да и любым другим специалистам, привлекаемым для участия в одном проекте. Ну и, в-четвертых, самое банальное, бороться нужно только за то, что действительно стоит борьбы. Например, за повышение собственной квалификации, за признание вашего профессионализма коллегами, за создание определенного реноме и поддержание вашего доброго имени. Чтобы "за глаза" о вас могли сказать: работодателей-то много, а специалистов (менеджеров) такого класса - "раз, два и обчелся". Это и есть настоящая победа в любой войне.