Ближайшие пять лет станут для сетей intranet периодом активного роста, поскольку эта простая и недорогая технология выполняет многие функции, которые нельзя было обеспечить в системах предыдущего поколения.

По данным отчета лондонской исследовательской компании Ovum, к 2002 году на 78% клиентских систем, подключенных к корпоративным сетям в США, будут установлены intranet-браузеры. В Европе эта цифра составит 64%, а в Азии - 41%. Сети intranet, определяемые в отчете как внутрикорпоративные сети на базе Internet, позволяют создавать бесшовные и легко управляемые всемирные корпоративные сети.

Далее в отчете говорится, что сети intranet проще в управлении и обеспечивают универсальные кросс-платформенные средства доступа клиента к небольшим приложениям. По мере того как разработчики компаний будут осознавать, что сети intranet можно применять для самых разнообразных целей, затраты на обеспечение соответствующих услуг станут расти, и к 2002 году составят более миллиарда долларов США.

Авторы отчета утверждают, что технология intranet привлекательна по нескольким соображениям. Решение для intranet может быть реализовано в виде надстройки над существующей, достаточно дорогой, системой клиент-сервер, и в результате клиентское программное обеспечение будет обходиться дешево или, вообще, распространяться бесплатно. Снижается и стоимость установки программного обеспечения, поддержки и обучения. Это - оптимальное решение для новомодных виртуальных организаций, а также компаний с выездным персоналом.

Однако в отчете содержится предупреждение, что по мере расширения сферы применения intranet, экономия от использования этой технологии будет уменьшаться.

Сегодня большинство сетей intranet предназначено для публикации данных корпоративных телефонных справочников, сведений о политике компаний, новостей, но исследователи Ovum уверяют, что картина скоро изменится.

Авторы рассматривают публикацию лишь как первую из четырех отчетливо видимых волн развития intranet. Второй станет использование intranet для поддержки неформального сотрудничества - что-то в духе Notes (Lotus Development), Exchange (Microsoft) и GroupWise (Novell).

Такие продукты по-прежнему будут применяться для решения сложных задач, однако на рынке простых решений у них появятся серьезные конкуренты, как отмечается в отчете.

Это означает, что браузеры станут выполнять самые простые функции программного обеспечения для совместной работы (groupware), а специализированные продукты такого рода будут все больше ограничиваться приложениями высокого уровня, которые только дополняют функции встроенного groupware.

Третья волна придет вместе с широким распространением бизнес-приложений для Web. При этом авторы предупреждают: "Многие сложности, якобы устраняемые intranet-сетями, могут вернуться, когда организации станут внедрять Web-технологии в бизнес-приложения".

Четвертая волна будет связана с распространением программного обеспечения автоматизации рабочих процессов (workflow) на базе сетей intranet. Но исследователи опасаются, что масштабируемость лидирующих сегодня пакетов автоматизации делового процесса окажется недостаточной для перехода на intranet.

Как предсказывают авторы отчета, к 2002 г. публикация информации составит уже 38% от общего числа использования intranet-сервера. Доля по поддержке групповой работы увеличится до 32%, бизнес-приложений - до 26%, а приложения автоматизации делового процесса (workflow) составят 3%.

Отчет содержит результаты исследований нескольких крупных организаций, в том числе Главного госпиталя Буффало, фармацевтической компании Glaxo Wellcome PLC и управления железных дорог австралийского штата Новый Южный Уэльс.

Отчет озаглавлен Intranets for Business Applications, User and Supplier Opportunities ("Сети intranet для бизнес-приложений, возможности пользователей и поставщиков"). Адрес Web-сервера компании Ovum - http://www.ovum.com/.


Сетям intranet суждено стать информационной инфраструктурой XXI века

Авторы отчета лондонской консультативной компании Ovum уверены, что сети intranet станут killer-приложением XXI века и будут использоваться не только как средства доступа к информации, но и как интерфейсы приложений по обработке транзакций, финансовых приложений и приложений для обеспечения совместной работы.

Как считают авторы отчета, это поможет обходиться без размещения 60-мегабайтных клиентских приложений на настольных станциях и уменьшит затраты на обучение пользователей.

Однако клиенты intranet не заменят полностью традиционные приложения для настольных станций, а лишь дополнят их. "Подразделению компании может понадобиться сохранить на некоторых настольных станциях клиентскую часть R3 в среде SAP, - говорит Ашим Пэл, автор отчета и старший консультант Ovum. - Но многим сотрудникам, которым нужна только информация из приложений SAP, ни к чему полный набор функций клиентского приложения".

По данным отчета, повсеместное распространение intranet-клиентов может поднять продажи приложений.

- Нэйл Маккей,
Служба новостей IDG, Лондон

На основании приведенных в отчете данных авторы делают 10 основных выводов о том, как реализовать intranet.

1 Разработку intranet-приложений можно производить в рамках существующего бюджета отдела информационных технологий - никаких крупных вложений для этого не требуется.

2 Начните с приложений для публикации. Следующим шагом будет приложение для совместной работы на базе Web или для обработки транзакций.

3 Выработайте политику, регулирующую ответственность за инфраструктуру, информационное наполнение, среды разработки и хранимую в intranet информацию - это поможет избежать многих осложнений в будущем.

4 Скорее "выдавайте" первые intranet-приложения - не надо тратить год на предварительный анализ запросов пользователей.

5 Не зацикливайтесь на технологической оценке, если хотите создать систему публикации информации на базе Web - доступные продукты обеспечивают практически те же возможности публикования информации и могут быть быстро заменены, если только вы уверены, что не нарушаете чей-нибудь патент.

6 Большинство выгод сети intranet не оценивается прямо в финансовых терминах - научитесь ссылаться на поучительные примеры, когда вас спрашивают, зачем нужен intranet.

7 Некоторые пользователи скептически отнесутся к intranet. Разработчики уже пришли к выводу о необходимости уделять больше внимания просвещению пользователей и преодолению их инертности - это ключевые элементы, гарантирующие одобрение. На вопрос, какие ошибки были сделаны при реализации сети intranet, в организациях отвечали, что надо было не жалеть средств на объяснение пользователям, что такое внутрикорпоративная сеть.

8 Установкой сетей intranet управляют отделы информационных технологий, однако работать они смогут только после того, как пользователи заполнят их содержимым. Отделам ИС следовало бы сконцентрироваться на политике и проблемах руководства инфраструктурой.

9 Разработчики с интересом наблюдают за развитием языков Java и ActiveX, но в работе по-прежнему используют CGI и другие стандартные Web-технологии.

10 Сети intranet не снизят сложность задач управления информационными системами, однако они расширят возможности для работы на базе прежних ресурсов.