На представлении Office 97 президент и исполнительный директор Microsoft Билл Гейтс подтвердил, что его корпорация стремится стать лидером в области Internet-продуктов и технологий, облегчающих работу.
Гейтс заметил, что работа над Office - это основа программы внедрения Internet-технологий в ПО настольных компьютеров; в этом направлении Microsoft будет и в дальнейшем совершенствовать свой пакет.
Выслушав Гейтса и других представителей Microsoft и побывав на демонстрации нового пакета, часть посетителей, использующих конкурирующие программы и, соответственно, ранее критически настроенных по отношению к Office, выразили восторг по поводу внесенных Microsoft усовершенствований.
"Microsoft, без сомнения, не страдает синдромом "это не мы изобрели"; они берут хорошие идеи и воплощают их в собственные продукты, которые в силу этого непрерывно совершенствуются, - сказал Майкл Зальтцман, президент Northshire Technologies, фирмы, занимающейся созданием интерактивной документации и предоставлением консультаций по локальным сетям. - Оказалось, что они действительно способны преодолеть свое отставание в области работы с Internet".
Хотя в настоящее время Зальтцман пользуется базой данных dBASE, разработанной Borland International, он заметил, что, вероятно, перейдет на СУБД Access, входящую в пакет Office, хотя он даже еще не экспериментировал с этим продуктом.
"О том, что происходит с dBASE, никому не известно; что же касается Access, то по крайней мере ясно видно, что Microsoft совершенствует эту СУБД".
Зальтцман сказал, что его особенно привлекли новые возможности Office по части создания запросов для Web, которые облегчают процесс получения по Internet финансовой информации. Access, например, также дает возможность пользователям устанавливать связи с документами Сети.
"Office - центральный элемент стратегии Microsoft в области Internet, - утверждает Гейтс. - Office - это основа, в которую мы собираемся инвестировать сотни миллионов долларов для продолжения усовершенствования. Интерфейс пользователя предназначен для облегчения его работы, и этим мы руководствуемся прежде всего".
По словам Гейтса, чтобы добиться этого, Microsoft продолжает внедрение Internet-технологии в свои продукты - как в сам Office, так и в средства разработки и тестирования.
"Мы установили, что те пользователи, которые звонили нам, не могли правильно сформулировать, чего они хотят, - рассказал Гейтс. - Посредством Internet мы получили очень эффективную обратную связь с пользователями, в 99% случаев люди, которые посылали нам предложения по усовершенствованию Office, точно знали, о чем идет речь".
В пакет Office 97 входят новые версии Microsoft Word, Excel, PowerPoint, Access и новая программа планирования, названная Outlook, которая заняла место Schedule+ (программа для администрирования системы информационного обслуживания в Office 95). Office также включает другие утилиты, в том числе предназначенные для сохранения файлов в формате HTML и создания интерактивных связей с HTML-документами в Web.
"С помощью Internet можно сделать намного больше, - сказал Гейтс. - Microsoft пытается упростить некоторые весьма сложные сегодня операции, например работу с Internet в режиме off-line. Работая на портативном компьютере, вы должны заранее установить, какие ссылки вам понадобятся и какие документы надо получить с Internet на ваш диск. Проблема состоит в том, что все связи в настоящее время одинаковы - т. е. не классифицируются, что могло бы облегчить работу с документами".
По словам Гейтса, одно из направлений, в котором Microsoft будет работать для облегчения работы с информацией и сортировки документов, - совершенствование технологии работы с естественным языком. В Office 97 это позволило усовершенствовать возможности Word по коррекции орфографических ошибок, синтаксиса и грамматики. В будущих версиях функции работы с естественным языком будут расширены, в частности программы смогут "интеллектуально" сортировать документы.
"Мы сможем использовать технологию естественного языка, для того чтобы работать с документами", - заметил Гейтс.
Демонстрация Office 97, последовавшая за речью Гейтса, была первой во всемирном турне "Office 97 Experience", в ходе которого глава Microsoft планирует посетить 30 городов и представить пакет на важнейших рынках. Пауль Рейнольдс, специалист-системщик из Con Ed, довольно скептически настроенный по отношению к важнейшим аспектам сетевой работы программного обеспечения Microsoft, после презентации несколько изменил свою позицию.
"Это так непохоже на Microsoft, - отметил он. - Процесс установки пакета ужасен, но не могу не отметить, что они движутся в правильном направлении".
По мнению Рейнольдса, проблема с установкой прикладных программ Microsoft состоит в том, что конечным пользователям приходится самостоятельно запускать программу установки, что может смутить некоторых из них. Рейнольдс считает, что Microsoft стоило поместить все новые файлы в один каталог, чтобы пользователи могли за один раз скопироватть все необходимое на жесткий диск.
Одним, безусловно, из позитивных шагов можно назвать тот факт, что теперь Microsoft System Management Server (SMS), который не входит в пакет, позволяет сетевым администраторам собирать на сервере всю систему и программы, которые хотят установить у себя конечные пользователи. Затем пользователи обращаются к серверу и устанавливают у себя требуемые продукты, хотя это не снижает нагрузки на клиентский компьютер.
Что же касается самих приложений, то самыми важными, по мнению пользователей, являются усовершенствования, сделанные в текстовом процессоре Word. У текстового процессора WordPerfect, центральной части конкурирующего пакета WordPerfect компании Corel, все еще множество сторонников. Office также неизбежно будет конкурировать с Java-версией пакета Corel Office, предварительная версия которого вышла в свет, и разработанным Lotus Development пакетом SmartSuite 97, выпущенным в виде тестовой версии, которая будет работать в течение 45 дней.
"Я взял на вооружение и пакет Corel, и Microsoft Office, главным образом потому, что давнишний пользователь WordPerfect, - сказал Лерой Перри, священник из Нью-Йорка, который использует интегрированные пакеты для административной работы в церкви. - Эти наборы программ время от времени "опережали" друг друга; но я, скорее всего, все же перейду полностью на Microsoft Office, потому что реализованный в нем Word имеет теперь множество хороших и удобных в работе усовершенствований".
По мнению Перри, возможность создавать связи с World Wide Web, а также включение в пакет браузера Internet Explorer повысит объем продаж. "Corel добавил в пакет WordPerfect Netscape, но теперь в Office встроен Explorer, так что в этой области Microsoft также не уступает конкуренту", - сказал он.
Другие пользователи, в том числе и профессионалы, работающие с информационными технологиями, также считают, что сила Office в его популярности. Сейчас во всем мире уже продано 55 млн. различных версий MS Office.
"Я полагаю, что мы не оригинальны в своем выборе", - признался Стефен Хоман, администратор сети в Memorial Hospital округа Бурлингтон. Эта больница недавно решила стандартизировать свое ПО и за стандарт приняла Microsoft Office, отказавшись от использования пакета Corel.
По словам Хомана, Microsoft постаралась облегчить переход на Office, усовершенствовав систему помощи.
"Многие из наших сотрудников по-прежнему предпочитают WordPerfect, но новые возможности системы помощи должны способствовать переходу на новый продукт. Несомненно, трудности у конечных пользователей все равно будут, но все-таки часть проблем таким образом решится", - уверен Хоман.
Он также согласен с мнением других пользователей относительно Internet.
"Новые возможности для работы с Internet действительно незаменимы. Вместо того чтобы пользоваться различными программами, мы получим в свое распоряжение один пакет, который способен делать все необходимое, - утверждает Хоман. - Возможность выхода в Internet поможет сотрудникам больницы отыскивать там необходимые документы".
Наряду с пакетом WordPerfect, Office придется конкурировать и с SmartSuite 97 компании Lotus Development, в настоящее время существующей в виде тестовой версии, работающей в течение 45 дней.
Менеджеры информационных систем испытывают колебания относительно Office 97
После выпуска Microsoft Office 97 мнение администраторов информационных систем относительно того, должны они переходить на новый пакет или нет, разделились. Некоторые менеджеры полагают, что в последней версии пакета есть несколько возможностей, которые говорят в пользу перехода на этот пакет. Другие же предпочитают сначала перейти на 32-разрядную платформу типа Windows 95.
Джанис Нельсон, руководитель отдела информационных систем компании Davis, Wright, Tremaine из Сиэттла, сказала, что ее организация перешла к Windows 95 непосредственно от DOS, но решила подождать со сменой офисных приложений, дабы установить у себя Office 97, а не первую версию пакета для Windows 95 - Office 95.
"Мы используем Windows 95 и Exchange, но мы все еще работаем на DOS-версии Excel; так что у нас стоит некий гибрид, - заметила Нельсон. - Из-за особенностей Office 97 мы решили подождать".
"Необходимо сначала решить - нужна ли нам 32-разрядная операционная система", - сказал администратор информационной системы, пожелавший остаться неизвестным.
Некоторые пользователи посчитали Outlook, который заменил Schedule + и дает пользователям возможность интегрировать менеджера задач и менеджера контактов, вполне достойным поводом для перехода на Office 97.
"Мы собираемся переходить в 1998 году на Windows NT и ожидаем появления Office 97", - отметил Франц Лапински, руководитель информационной системы Depository Trust. В настоящее время Depository Trust работает на Lotus SmartSuite и Corel WordPerfect.
Однако другие администраторы информационных систем, чьи организации работают на конкурирующих с MS Office пакетах, заметили, что вряд ли перейдут на пакет Microsoft.
"Мы не видим причин после соответствующей переподготовки переходить на Microsoft Office", - заявил Майк Оллред, руководитель информационной системы отдела общества и экономического развития шт. Юта, в котором используется Corel WordPerfect 7 для Windows 95.
"Все эти пакеты очень мощны, но я не вижу достаточно большой разницы между программами Corel и Microsoft", - добавил он.
Билл Гейтс: "Office 97 - ключевой элемент сетевой стратегии Microsoft"
В день появления на прилавках Microsoft Office 97 президент и исполнительный директор Microsoft Билл Гейтс отправился в кругосветное путешествие, в ходе которого он посетит 30 городов. Цель поездки - агитация в пользу нового пакета, который он считает ключевым элементом стратегии Microsoft в области Internet.
"Год назад мы касались темы распространения Internet, - сказал Гейтс, выступая в концертном зале Центра Линкольна на официальном представлении Office 97. - В 1996 году Internet действительно был в центре нашего внимания.., но в этом году мы собираемся лидировать благодаря нашим инновациям и делаем ставку на Office 97".
"Взяв средства установления связей, поиска и возможностей управления Сети, мы поместили их в хорошо знакомые всем продукты, которые наши заказчики использовали в течение многих лет".
Гейтс также отметил, что, например, пользователи могут устанавливать интерактивную связь между базой данных Access и документом в Сети так, чтобы информация, хранящаяся в документе, модифицировалась сразу после того, как пользователь изменяет их в своей локальной БД.
Гейтс также упомянул о немалых средствах, полученных Microsoft от продаж предыдущих версий пакета MS Office 55 млн. пользователей во всем мире.
"Мы по-прежнему будем инвестировать сотни миллионов долларов в совершенствование нашего интегрированного пакета, - утверждает Гейтс. - В конечном счете наши исследовательствие группы найдут способ работать с MS Office не только при помощи мыши, но и просто разговаривая с ним; например, можно будет сделать запрос о пришедших по электронной почте сообщениях".
"От Microsoft потребовались немалые капиталовложения, чтобы добиться этого", - заметил Гейтс.
Другие представители компании отметили, что поскольку пакет уже продается, то розничные продавцы поспешили заказать свыше 500 тыс. коробок.
"Анонс Office 97 - наиболее значительное событие для Microsoft со времен выхода
Windows 95", - заметил Ричард Фейд, вице-президент отделения прикладных программ для ПК.
К работе над пакетом Microsoft привлекла 750 разработчиков, дизайнеров и тестеров. По словам Фейда, корпорация затратила на проект около 200 млн. долл. 80% усовершенствований были сделаны в результате просмотра ста тысяч запросов пользователя, зарегистрированных в "базе пожеланий". В будущем Microsoft будет предлагать дополнительные компоненты через Web, позволяя, к примеру, загружать из Сети иллюстрации и шаблоны.
В пакет входят новые версии программ Microsoft Word, Excel, PowerPoint, Access и новая программа планирования групповой работы, названная Outlook, а также интегрированная система электронной почты.
В программное обеспечение также входит система работы с естественным языком, которая осуществляет проверку правописания и усовершенствованную систему помощи.
Программы Office 97 требуют 8 Мбайт оперативной памяти (Access - 12 Мбайт) для работы под Windows 95 и 16 Мбайт оперативной памяти - для работы под Windows NT. Для одновременного выполнения нескольких программ понадобится больше памяти.
Стандартная версия Office 97 требует от 60 до 167 Мбайт на жестком диске, а профессиональная версия - от 73 до 190 Мбайт. Ниже представлена примерная стоимость пакетов для конечных пользователей.
- Стандартная версия Office 97 будет стоить около 209 долл. для пользователей прежних выпусков MS Office, 249 долл. - замена версии для пользователей других интегрированных пакетов и 499 долл. для новых пользователей.
- Office 97 Professional Edition будет стоить 309, 349 и 599 долл., соответственно.
- Предварительные цены на версию Office 97 Small Business Edition, которая выйдет в марте, составляют 209, 249 и 499 долл., соответственно.
- Стоимость версии для разработчиков Office 97 Developer Edition - 499, 539 и 799 долл.
Microsoft остается верна избранному курсу
Несмотря на обвинения в чрезмерном "раздувании" программного обеспечения, раздающиеся в адрес Microsoft, и довольно ехидные выпады со стороны конкурентов, компания не намерена разбивать очередную версию Office на отдельные компоненты. Microsoft по-прежнему пребывает в уверенности, что ее клиентов устраивает многоцелевой офисный пакет.
"Мы рассматриваем и будем рассматривать возможность разбиения на компоненты, - говорит Кристин Ларсон из компании Microsoft. - Но когда мы спрашиваем у пользователей, что именно исключить из комплекта, они затрудняются с ответом".
Проблема заключается не столько в объеме Office 97, сколько в его сложности, как считает Крис Ле Ток, аналитик компании Dataquest.
"Пользователи не понимают, зачем им нужны три инструментальные линейки и интерфейс с сорока-пятьюдесятью пиктограммами, большая часть из которых вряд ли кому-нибудь понадобится, - замечает Ле Ток. - Благодаря Internet у производителей программного обеспечения появились дополнительные возможности его протестировать и усовершенствовать. Однако объем тестовых версий, перекачиваемых по Internet, не должен достигать 50 Мбайт".
По словам Ларсон, следующая версия Office будет включать в себя пресловутые Zero Administration Windows (ZAW). ZAW - это инициатива, которая, как надеется Microsoft, поможет ей отразить атаку сетевых компьютеров за счет снижения эксплуатационных расходов на ПК и повышения легкости их использования.
Кроме того, новая версия Office будет содержать большее число модулей-помощников, которые должны активизироваться в случаях, когда пользователю необходима помощь, но он о ней не просит. Office 97 обладает неким механизмом, который, по словам Ларсон, раз и навсегда разрешит все вопросы обратной и прямой файловой совместимости. Когда пользователь Word и Excel попытается считать файл, созданный более новыми версиями этих продуктов, ему будет предложено загрузить по Internet соответствующий конвертер.
"Он будет распознавать файлы Office 2000 или Office 2020", - сказала Ларсон.
Огромная доля рынка, принадлежащая Microsoft Office (по некоторым сведениям - 85%), несколько охладила дух соперничества Microsoft в области офисных пакетов; на этом рынке компания не ведет столь же острой конкурентной борьбы, как, скажем, на рынке браузеров.
InfoWorld, США