была возможность свыкнуться с данной ситуацией и научиться пользоваться ее преимуществами.
Благодаря опыту клонов IBM производителям клонов Macintosh не пришлось столкнуться, по крайней мере, с одним препятствием, поскольку "клоны и прямые продажи уже доказали свое право на существование", как отмечает Кевин Хаузе, аналитик подразделения International Data Corp. Но сложнейшая задача завоевания рынка по-прежнему остается актуальной.
Для того чтобы пользователи покупали клоны, требуются дополнительные стимулирующие факторы. По мнению аналитиков, наиболее значимыми стимулами можно назвать цену и ориентацию на определенную область применения, в которой данный продукт превосходит своих конкурентов.
"К привлекающим покупателя факторам можно отнести возможность приобретения аналогичного продукта по более низкой цене, а также изменения конфигурации продукта", - говорит Хаузе.
Почва для таких усовершенствований, по-видимому, станет более благодатной на фоне внедрения технологии общей аппаратной платформы (Common Hardware Reference Platform, CHRP), как прогнозирует Хаузе. CHRP позволит пользователям переключаться с одной операционной системы на другую. Компания Apple Computer объявила, что лицензирование новой технологии CHRP начнется уже в этом году.
"Концепция CHRP станет толчком для грандиозного снижения цен", - предсказывает Джеймс Стейтен, специалист в области анализа промышленных технологий компании Dataquest. Она расширит границы рынка, предоставляя пользователям возможность создавать свои собственные клоны.
Суммы, которые пользователям удастся сэкономить, будут варьироваться в диапазоне от 200 до 500 долл. Это мнение Тима Баджарина, президента консалтинговой фирмы Creative Strategies.
В то же время Хаузе подчеркивает, что цена не является единственным определяющим фактором при выборе товара. При оценке полезности продукта учитываются и другие параметры, например наличие гарантии, конфигурация машины, емкость жестких дисков и др.
Другой перспективной разработкой, способствующей продвижению компьютеров Macintosh на рынке, является новая операционная система фирмы Apple, выпуск которой начнется предположительно в середине 1998 года. Эта система с кодовым названием Rhapsody будет сочетать в себе технологические достижения компаний Apple и Next Software.
Среди производителей, выпускающих клоны MacOS, такие фирмы, как Power Computing, Motorola Computer Group, Umax Computer, APS Technologies и DayStar Digital.
Как считают аналитики, компания Power Computing, первый производитель клонов Macintosh, в настоящее время безусловно лидирует на этом рынке. В то же время обозреватели не спешат называть конкретные цифры по поводу доли рынка, занимаемой отдельными производителями. "Более ясную картину мы сможем получить, отслеживая динамику процессов. Я надеюсь, что этим летом нам удастся точнее оценить расстановку сил", - отмечает Стейтен.
"Фирма Power Computing уже завоевала репутацию производителя клонов Macintosh. Если какая-либо компания планирует делать закупки компьютерной техники для корпоративного использования, ей стоит серьезно присмотреться к продукции Power Computing", - говорит Баджарин.
В отличие от IBM и ранних производителей клонов компьютеров этой фирмы, компания Apple не опасается конкуренции, по крайней мере сейчас. "Ходит много разговоров о том, что клоны отвоевывают у Apple часть ее рынка и не позволяют этой компании расширять свою нишу. Но попробуйте представить себе подобную ситуацию в отсутствии альтернативы Apple, - замечает Хаузе. - Сколько людей продолжают использовать платформу Macintosh благодаря клонам?" Он указывает также на то, что поддержка многих конфигураций сопряжена со значительными трудностями, и фирме Apple стоит сконцентрироваться на наиболее важных направлениях, отказавшись от работы в некоторых областях рынка.
Таким образом, Apple не понесла существенных потерь на рынке. Производители клонов Macintosh в прошлом году продали от 500000 до 550000 систем, в то время как продажи Apple, по сведениям компании Creative Strategies, составили 4,5 миллиона компьютеров. "Данные результаты, конечно, некоторым образом сказались на итоговых параметрах деятельности Apple, но не нанесли этой фирме какого-либо ущерба", - заявляет Баджарин.
В ситуации, сложившейся на текущий момент, покупателям представлена возможность широкого выбора. "Когда вы покупаете клон Macintosh, то выбирать приходится из большого количества возможных конфигураций - следовательно, для принятия оптимального решения требуются значительно более глубокие познания. Необходимо четко представлять, какая вам нужна модель процессора, объем жесткого диска, количество памяти и дополнительные устройства. Оптимальным выбором для вас окажется тот вариант, который соответствует вашим финансовым возможностям", - утверждает Стейтен.
Эми Малой - научный редактор Computerworld, США