"Новорожденный" продукт семейства технологий CD-ROM - цифровой видеодиск DVD, - намереваясь покорить вершину "рыночного Олимпа", вступил на долгий и тяжкий путь борьбы за корпоративного клиента.

У DVD-ROM-накопителя хорошие шансы быть в конце концов признанным в качестве стандартного компонента ПК, так как он не только совместим со "старым" CD-ROM, но и обладает информационной емкостью в 7 раз большей, чем у CD-ROM. "Новый" накопитель способен вместить 4,7 Гбайт информации, а DVD двойной плотности - до 8,5 Гбайт. Односторонний диск позволяет записать видеофильм с высоким качеством изображения продолжительностью свыше 90 минут. Емкость же двустороннего диска достигнет 17 Гбайт.

Но одних этих качеств мало для быстрого завоевания рынка.

Джим Портер, президент Disk Trend, заметил по этому поводу: "Показатель соотношения цены и емкости DVD-ROM естественным образом отрегулирует рыночный спрос на этот накопитель". А Кен Джонс, директор по маркетингу DVD корпорации Toshiba, добавил: "Поскольку новый накопитель требует установки дополнительной AV-платы для поддержки аудио- и видеофункций, первое время ПК с DVD-ROM и видеокартой поддержки стандарта MPEG-2 будут дороже ПК с новейшим CD-ROM на 400-500 долл.".

Следовательно, только на потребительском рынке, не очень чувствительном к подобным колебаниям цен, есть вероятность, что из-за DVD клиент раскошелится на эту сумму.

Аналитики полагают, что версия накопителя для ПК частного клиента не заставит себя долго ждать. А вот занять достойное место на рынке корпоративных клиентов будет непросто.

"Деловым людям некогда развлекаться играми или видеофильмами в рабочее время, - заметила Мэри Бурдон, старший промышленный аналитик Dataquest. - Вот когда объем приложений станет соизмерим с емкостью диска DVD-ROM, тогда его можно будет использовать для дистрибуции ПО".

В отличие от односторонних CD-ROM, DVD могут использоваться на различных предприятиях для хранения учебных материалов с видеоиллюстрациями или справочной информацией большого объема. В качестве примера можно привести мобильные каталоги и справочные библиотеки по законодательству и медицине.

С увеличением объема рыночных продаж DVD разработчики ПО также обратят внимание на этот диск как на средство дистрибуции продуктов наряду с CD-ROM. "Производители ПО могли бы использовать DVD для предложения на рынке усовершенствованных версий стандартных служебных приложений, дополненных большим объемом видеоинформации учебно-методического характера", - уточнил Джонс из Toshiba.

Столь медленно растущий спрос на DVD на корпоративном рынке отчасти объясняется тем фактом, что многие компании предпочитают приобретать компьютеры без накопителей CD-ROM.

"Компании имеют свои сети и могут без труда использовать сервер вместо того, чтобы устанавливать CD-ROM в каждую машину, - резонно заметил Портер из Disk Trend. - Есть ли нужда покупать 100 копий базы данных, если достаточно иметь 1-2 на вашем сервере?"

Накопители DVD-ROM только начинают появляться на потребительском рынке. Пока их единственный поставщик - корпорация Toshiba; к концу февраля ожидается появление дисковода Panasonic. Другие разработчики, в том числе Sony, обещают "удивить" нас своим продуктом весной. Toshiba же намерена весной представить на рынке свой ПК Infinia 7220, где вместо CD-ROM установлен накопитель DVD-ROM.

Наиболее вероятно, что другие разработчики ПК "возьмут пример" с вариантов комплектации машин высокого класса, на часть из которых предварительно предлагается установить DVD.

К концу года DVD-ROM будет установлен и в блокнотный ПК. Корпорация IBM намерена в третьем квартале вооружить DVD-ROM-накопителем свой ThinkPad.

Кроме поддержки CD-ROM, большинство DVD-ROM-устройств будут поддерживать носители CD-RW (диск с возможностью перезаписи), а некоторые - CD-Recordable (диск с возможностью однократной записи), хотя это и потребует установки второй лазерной головки.

Пока технология DVD-ROM не получит широкого признания на рынке ПК, цены на нее не должны сильно отличаться от стоимости устройств CD-ROM.

"В 1997 году начинается переходный период, - обобщает Дауг Фелднер из компании Panasonic, - а в 1998 году DVD станет заурядным устройством; цены будут падать, и его начнут устанавливать в большинство ПК".

Реальное падение цен произойдет после того, как появится возможность использовать в ПК DVD-технологию без видеокарты. Примером здесь может служить процессор с ММХ-технологией корпорации Intel; его производительности достаточно для поддержки аудио- и видеофункций без установки дополнительной платы.

Освоению рынком нового продукта будет способствовать также появление DVD-накопителей с возможностью перезаписи (известных как DVD-RAM), которые позволят компаниям предлагать DVD с записью своей информации. Эти устройства появятся только в 1998 году, и первым их поставщиком станет Toshiba, объявившая, что планирует выпуск своего продукта к началу второго квартала 1998 года.


Как правильно выбрать CD-ROM

У вас есть библиотека компакт-дисков с большим объемом информации, причем доступ к этой информации часто требуется одновременно нескольким пользователям. Но вы не хотите приобретать специально копию для каждого; вас также не устраивает перспектива бегать от терминала к терминалу, постоянно вставляя требуемые компакт-диски. Очевидный логический вывод - совместно использовать компакт-диски в сети. Это решение разделять компакт-диски может оказаться очень простым. Изобретение наилучшего подхода требует больших интеллектуальных затрат, поскольку возможностей очень много, а стоимость их варьируется от нескольких десятков до нескольких тысяч долларов.

Стоимость систем высокого класса, по прогнозам Дэвида Строма, президента консалтинговой компании David Strom, будет снижаться. Аналитики считают, что от реализации сетевого решения использования компакт-дисков некоторые компании отказываются только из-за высоких цен.

CD-Now компании MicroTest - один из нескольких программных пакетов, который может превратить настольную систему в сервер компакт-дисков. Другой способ - разместить компакт-диски на обычном сервере файлов, предоставляя пользователям возможность разделять записи, хотя аналитики утверждают, что это проще сделать в среде Windows NT компании Microsoft, чем в среде NetWare компании Novell.

"Если вы работаете с NetWare, подумайте, сможет ли она вынести дополнительное бремя обслуживания компакт-дисков?" - предостерегает президент консалтинговой компании TechVoice Дэвид Дуэринг. Если не сможет, то, по его мнению, автономный продукт может работать лучше. Но производители также предлагают программное обеспечение сервера компакт-дисков для среды NetWare.

Некоторые из автономных, поддерживающих возможность plug-and-play, продуктов стоят дешевле, но при этом предлагают меньшую емкость, как отметил Кен Вейлерстейн, аналитик Datapro Information Services Group.

Компания MediaPath Technologies предлагает иной вид продукта, MediaAgent, который организует каталоги, отслеживает и обеспечивает доступ к записям компакт-дисков. Стром рекомендует MediaPath для тех компаний, которые одновременно используют большое число компакт-дисков. "Когда число дисков, с которыми работаете, перевалит за десяток, вы начнете путаться, на каком из них какая информация располагается", - считает он.

Когда вы приобретете компакт-диск, который предполагаете применять совместно, убедитесь, что он может работать в сети. В некоторых случаях в этом окружении будет работать только сетевая версия диска, а также может потребоваться приобретение дополнительной лицензии.

"Вы можете нарушить лицензию, если купили только одно приложение", - отмечает Дуэринг.

На рынке компакт-дисков сейчас происходят значительные изменения. Internet и новые дисководы Digital Video Disc (DVD), которые могут хранить до 17 Гбайт информации в отличие от существующих компакт-дисков, которые способны содержать до 650 Мбайт, оказывают влияние на средства разделения информации. Поэтому компании могут "перерасти" существующие сетевые решения, рассчитанные на использование компакт-дисков.

Но производители предлагают решения для intranet в свете наметившейся тенденции разделения компакт-дисков; Internet и компакт-диски больше не являются чем-то сугубо различным, как считает Вейлерстейн. Hypertext Markup Language предлагает общую базу, допускающую существование собственных пакетов и конкурирующих производителей.

Программное обеспечение и дисководы DVD в скором времени заменят ПО и дисководы для компакт-дисков. По прогнозам Freeman Associates, к 2001 году объем продаж DVD-дисководов составит в целом 89 млн., а продажи компакт-дисков упадут до нуля. Эксперты этой компании считают, что в текущем году будет продано 3 млн. дисководов DVD и 62 млн. компакт-дисков.

- Эми Меллоу,
Computerworld, США