В течение ряда лет мы стали свидетелями настоящего парада новых цифровых решений, обещающих в скором времени существенно изменить издательский процесс.

Ближайший кардинальный сдвиг, который сулят разработчики, - отказ от пленки. Как правило, издательство передает в типографию издание в виде набора фотоформ, в просторечии пленок. В типографии информация, содержащаяся на пленках, переносится на офсетные формы (в случае офсетной печати). Вывод фотоформ - дорогое удовольствие. В среднем по Москве стоимость вывода полосы формата A4 составляет около 30 долл. Вывод фотоформ сопряжен с использованием вредных для человека химикатов. И наконец, доставка фотоформ в типографию (а не секрет, что типографии, в которых печатается большинство российских изданий, расположены "далеко") - это лишние сутки, а то и двое.

Для решения перечисленных проблем был предложен целый ряд перспективных технологий. Прежде всего, это так называемый метод "сухой пленки". Суть идеи состоит в том, чтобы исключить из создания фотоформ процесс химической обработки. Главный недостаток подобных решений - почти всегда они подразумевают применение специальной пленки (которую нельзя будет использовать на фотонаборных автоматах (ФНА) других систем) и специальных ФНА (которые не смогут работать с традиционной "мокрой пленкой"). Поэтому пока "сухая пленка" не получила широкого распространения.

Радикальный подход состоит в полном отказе от фотоформ и переходе к технологии "печати прямо на форму". Эту же технологию называют direct-to-plate или computer-to-plate (CPT). Решение предусматривает вывод данных с компьютера непосредственно на печатные формы. При этом качество форм зачастую выше, чем при использовании традиционных методов. Шествие CPT по миру нельзя назвать триумфальным, но, даже невзирая на довольно высокую цену CPT-устройств, определенный успех налицо. К началу 1997 года в мире было установлено порядка 600 CPT-устройств.

При создании печатных форм необходимо заранее знать, какие машины будут использованы при печати. К тому же транспортировать печатные формы, как правило, сложнее, чем пленки. Короче, в идеале CPT-устройство должно стоять непосредственно в типографии, а электронный оригинал-макет будущего издания можно передавать, например, по ISDN-линии.

Впрочем, отправка макета к месту печати в электронном виде не обязательно связана с использованием CPT-технологии. То, что при подобном подходе экономится время, может быть, даже менее важно (в конце концов в эпоху Internet роль прессы, как носителя оперативной информации, постепенно сходит на нет), по сравнению с дополнительной гибкостью, которую приобретает технологический процесс. Ведь получатель электронного оригинал-макета волен внести в него изменения. Если речь идет о газете, то

почему бы местному корпункту ежедневной общероссийской газеты "X" не дополнять ее местной информацией, интересной читателям региона.

Есть и еще одно существенное преимущество отправки издания в типографию в электронном виде и связано оно с принятием Международным консорциумом по цвету (ICC) универсального формата цветовых профилей. Появление универсального формата перевело системы управления цветом (CMS) в класс "открытых". Это означает, что пользователь может собрать программно-аппаратный издательский комплекс из составляющих, выпущенных производителями, откалибровать и после этого на всех этапах подготовки материала получить адекватную цветопередачу. "Открытость" современных CMS приводит к тому, что издатель больше не является заложником одного поставщика или одного решения, что должно привести (и уже приводит) к росту предложения на рынке продуктов для CMS и, соответственно, к снижению цен.

Но создание профилей начинает отличаться по эффективности от шаманских камланий только тогда, когда CMS охватывает весь процесс - от ввода изображений до печатной машины. Соответственно, уже на стадии цветоделения должны использоваться конкретные таблицы определенной типографии. Процесс может выглядеть, например, так: типография печатает тестовую шкалу, отправляет ее в редакцию, где на основе этой шкалы создается профиль печатной машины. Между выводом тестовой шкалы и печатью тиража существует достаточно большой временной лаг. Допустим, типография может закупить новый сорт бумаги, после чего необходимо будет заново выводить шкалу, отправлять ее издателю и т. д. Но в том случае, когда цветоделение выполняется непосредственно специалистами типографии, последние имеют возможность реально учесть все особенности конкретного технологического процесса. Поэтому перенос финальной стадии цифровой обработки к месту печати позволит избежать ошибок цветопередачи. Если же ошибки тем не менее будут допущены, их можно "отловить" на стадии сигнального экземпляра и исправить. Сегодня же, в большинстве случаев, после того, как пленки отправлены в типографию (а расположена она, как уже сказано выше, "далеко"), что-либо исправить уже невозможно.

На сегодняшний день средства электронной связи достаточно распространены, и задача отправки даже нескольких гигабайт по электронным каналам вполне разрешима. Более того, многие издания за рубежом и некоторые в России уже используют эту технологию. Единственная преграда для продвижений нового подхода - определенное недоверие между издателями и печатниками. Кроме того, для этого требуются прочные связи между издательством и типографией, и процесс смены типографии в таких условиях будет гораздо более сложным.

Наконец, наиболее шумно о себе заявившая и самая небесспорная из новых издательских технологий - цифровая печать, т. е. печать непосредственно с компьютера. Относительная дороговизна подобных решений (имеется в виду как стоимость самих устройств, так и цена отпечатка) в ряде случаев окупается оперативностью и гибкостью, которую предоставляют полностью цифровые системы. Впрочем, нужно отметить, что за последний год появились относительно недорогие системы цифровой печати, а качество печати повысилось.

В ближайшем будущем цифровые технологии станут играть все более важную роль в издательском процессе. В области печати небольших тиражей (до нескольких тысяч экземпляров) все активнее будут использоваться системы цифровой печати. Повсеместный переход на "сухую" технологию маловероятен, но то, что число установок "сухих" систем значительно возрастет, очевидно. Вероятно, большинство периодических изданий перейдет к отправке в типографию электронных оригинал-макетов. Соответственно, можно ожидать и повышения спроса на CPT-устройства. И в то же время достаточно большое число издательств довольно долгое время не внесет никаких изменений в свои технологии. Ведь полиграфия - отрасль весьма консервативная.


С Денисом Самсоновым можно связаться по электронной почте: denis@osp.ru.