- за микросхемы и 2,5 млрд. - за программное обеспечение. Несложно подсчитать, разделив 7 млрд. долл. на 70 млн. систем, среднюю сумму годового дохода на один ПК, получаемого "Wintel-дуэтом" - 100 долл. Позволим себе назвать эту цифру ценой Wintel. Если не вдаваться в подробности, она очень показательна.
Учитывая тот факт, что в американском бизнесе эксплуатационный цикл ПК составляет в среднем 4 года, цена Wintel за одну машину уменьшается до 25 долл. в год. И за такую символическую плату потребитель получает изготовленные по мировым стандартам аппаратные средства с высочайшим показателем совместимости, которые, помимо того, можно считать надежным вариантом капиталовложений и инноваций. Поэтому нет ничего удивительного в том, что пользователи ПК гораздо меньше опасаются за лидерство Wintel, чем продавцы.
Перспективы Wintel, судя по некоторым цифрам, просто потрясающие. Так, показатели рыночной капитализации каждой компании (рыночная стоимость всех находящихся в обращении акций) превысили отметку 100 млрд. долл. Суммарная капитализация Wintel достигла совокупного объема резервов центральных банков США, Японии, Германии, Франции и Великобритании вместе взятых. По данным Fortune, в прошлом году среди американских корпораций Intel занимала пятое место по показателям прибыльности, и, похоже, в текущем или следующем году станет первой.
Фортуна, по-видимому, не отвернется от Wintel в обозримом будущем, ведь еще никогда перспективы других платформ не были так туманны, как сегодня. У Apple стремительно падает объем продаж; IBM свернула продвижение своей OS/2 и признала "поражение" микросхемы PowerPC в рыночной борьбе за Windows NT. И только сильно ослабленная Digital остается в рядах борцов за создание альтернативы Windows NT. Отступает и Unix, особенно в секторе рабочих станций. Кроме того, в области настольных систем и серверов младшего класса преимущество Wintel сегодня не вызывает сомнений.
Парадоксальным выглядит распределение ролей внутри дуэта: несмотря на то, что Intel является более крупным и прибыльным предприятием, большинство решений принимается руководством Microsoft. Команда Intel демонстрирует при этом поразительное хладнокровие и даже не пытается, воспользовавшись положением лидера в производстве микропроцессоров, "подмять под себя" и соседний сектор.
В отличие от Intel, руководители Microsoft твердо решили взять на вооружение всю финансовую мощь корпорации, чтобы полностью захватить рынок ПО. Исходя из этого, список врагов Microsoft включает в себя большинство крупных разработчиков программного обеспечения. В данной ситуации глава Intel Энди Гроув выступает в роли государственного куратора и "миротворца" компьютерной индустрии.
Так или иначе, но потребители вручили пальму первенства этим двум компаниям в деле руководства важнейшей индустрией в мире. Они устанавливают стандарты, управляют научными исследованиями и разработками, вкладывают огромные деньги в новые сферы производства и даже формируют наше мнение о направлении развития отрасли в целом.
И хотя многие предрекают спад в деятельности обеих компаний, никто не предполагает, что это произойдет скоро.
По крайней мере, в ближайшие два года Wintel по-прежнему будет мировым лидером. А нам остается лишь уповать на то, что наши будущие затраты (на приобретение ПО и АС) ознаменуют очередную выгодную сделку.
Дэвид Мошелла - первый вице-президент по научным исследованиям Computerworld, Inc. Его адрес в Internet - david_moschella@cw.com.