Сначала было письмо:

Уважаемый главный редактор!

Мне очень жаль на страницах Вашего уважаемого издания наблюдать процесс постоянного незамечания слона.

Не так давно у Вас был опубликован обзор технологий Internet-телефонии (шел он даже под рубрикой "Пристальный взгляд"), где много слов было сказано о разных замечательных производителях, благодаря которым эта идея обрела плоть. О фирме Dialogic, которая делает платы компьютерной телефонии. О фирме VolcalTec, которая сделала замечательную программу, позволяющую звонить с телефонного аппарата на другой телефонный аппарат через Internet. Про глобальную сеть телефонных серверов Delta Three, благодаря которой звонок, например, из России в США стоит 30 центов минута. Больше того, даже было объявлено, что прямо в далекой Москве, якобы, завелся сервер сети Delta Three.

Все было бы правильно, если бы в названии Вашего издания не значилось суффиксом "Россия". А раз так - давайте российскому читателю российскую информацию. Вас любят и ценят не за искусство перевода, а за умение анализировать. Российскому читателю, вероятно, бывает интересно узнать о том, чем он может сегодня воспользоваться, что может в руках подержать.

Обидно, что не рассказано о том, что:

  • Delta Three строится подобно Internet, объединяя региональные сети;
  • Российское крыло Delta Three - это наша фирма;
  • Упомянутый сервер в Москве - это наш сервер, установленный у нас в офисе и на него можно просто позвонить любому читателю CW-R, прямо с газетой в руках;
  • Что этих серверов уже в России давно не один и их число очень быстро растет;
  • Что услугу Internet-телефонии можно скоро будет получить у многих российских провайдеров Internet.
  • Да и вообще, можно кому-то из редакции самому попробовать этот сервис и описать впечатления для остальных. Ведь живое все, здесь оно, рядом.

    С уважением,
    Аркадий Волож, директор фирмы CompTek International.

    Наш корреспондент Игорь Левшин поспешил откликнуться на приглашение г-на Воложа и с интересом познакомился с возможностями Internet-телефона, а затем решил поделиться своими впечатлениями с читателями.

    Если у вас есть компьютер со звуковой платой и микрофон, то можете говорить с собеседником через Internet. Это пока выглядит экстравагантно, но стремительно входит в моду. Говорить с другом по обычному телефонному аппарату, но тоже через Internet, не так экзотично; говорящий может даже не иметь понятия, что его голос идет не по обычным каналам, а по магистралям Сети. Не слишком хорошее качество звука и задержки непосвященный может отнести на счет каких-то вполне прозаических причин. Но и то и другое - не роскошь, а средство общения, современная коммуникационная услуга. Роскошь - как раз обычный телефонный междугородный разговор. Реальная стоимость минуты разговора по Internet составляет, видимо, около 15 центов. Уже есть возможность выбирать между четырьмя способами разговора: телефон/телефон, компьютер/компьютер, компьютер/телефон и телефон/компьютер. Последняя появилась совсем недавно.

    Но важно, наверное, не то, какие возможности появились в списке, а то, что они уже стали нашими: телефонные серверы есть в России и российские пользователи говорят по телефону через Internet. В числе таковых и автор статьи. Меня качество вполне удовлетворяет. Я набираю номер АТС, где установлен сервер, происходит соединение, потом набираю номер абонента в Нью-Йорке и разговариваю. Можно просто нажать кнопку (элемент ActiveX) на страничке http://www.cti.ru/telephony/calls/index.html, предварительно скачав модуль Click&Talk Plug-In (компания Sovam Teleport обещает представить к выставке Comtek "кнопку", нажав на которую, пользователь сразу попадает в службу технической поддержки компании).

    О том, как это все работает, я узнал, посмотрел и попробовал в компании CompTek International (http://www.cti.ru/telephony/). Выглядит будущая Internet-АТС так: вместо стойки с модемами, куда подключаются обычные телефонные линии, - стойка с телефонными платами D/41ESC компании Dialogic, к которым соединяются обычные телефонные линии, цифровые или аналоговые - неважно. Такой модем может стоить, скажем, 2000 долл. на порт, а не 300, как обычный, но зато минута разговора обойдется в несколько раз дешевле, чем по обычной связи.

    Лидер в ПО для таких систем - VocalTec - первая компания в мире, предложившая в 1995 году программу для Internet-телефонии Internet Phone. В CompTek сервер VocalTec Telephony Gateway работает на компьютере под Windows NT 4.0 Workstation. При малом количестве каналов требования к компьютеру определяются потребностями самой ОС - другими словами, нужно не меньше 24 Мбайт и DX4/100. Если каналов много, то мощность компьютера должна быть больше, потому что происходит оцифровка голоса на лету, разбивка на пакеты и т. д. К одной плате можно подключить 2 телефонные линии (плата 4-канальная, но программа работает в режиме полного дуплекса, т. е. обрабатывает входящие и исходящие потоки одновременно). Текущая версия программы VocalTec Telephony Gateway поддерживает до 8 телефонных разговоров, ведущихся одновременно, следовательно, нужно 4 платы.

    Требования к каналам довольно умеренны. Для работы одного канала необходима пропускная способность 11 Кбит/с. Если канал будет мощней, качество не улучшится, а вот если он будет меньше 11 Кбит/с, возрастет задержка и появится вероятность потери пакета: если он затерялся, программа не "переспрашивает". Специалисты CompTek рассказывают, что на одной выставке в их распоряжении был канал Internet с пропускной способностью всего 100 байт/с - система хотя и плохо, но работала.

    VocalTec объявила, что в ближайшее время появится новая версия 3.0 телефонного шлюза, куда добавлена пересылка факсов по Internet, упрощена настройка удаленного сервера (пока все его параметры надо прописывать вручную, а в новый модем надо будет только задать IP-адрес, пароль, и дальше сервер сам считает всю конфигурацию). Появится возможность автоматической обработки биллинговой информации. Сейчас учет того, кто куда звонил и сколько говорил, просто записывается в текстовый файл, а начиная с версии 3.0 биллинг будет встроен в сервер, кроме того, можно будет использовать биллинговые программы третьих фирм.

    Интерес к новой технологии очень велик. Многие пробуют новые возможности на сервере CompTek, для чего им приходится заполнять Web-анкету, снабжая тем самым компанию информацией о потенциальных пользователях. Четверть заполнивших анкету людей живут на Дальнем Востоке - видимо, там с телефонной связью совсем плохо. Позвонить во Владивосток стоит не намного дешевле, чем в Америку.

    "Остается только найти хорошего канального провайдера, поставить серверы в основных городах России и продавать эту дешевую услугу, пусть и не очень хорошего качества из-за задержек. Но на почте тоже есть заказные конверты и есть обычные, которые имеют разную цену. Так и с телефоном", - говорит Аркадий Волож, генеральный директор CompTek.

    Сейчас продано несколько десятков серверов, но с начала программы прошло всего полтора месяца. Пока большая часть тех, кто покупает серверы, - предприятия, которым нужна корпоративная связь. Например, если у компании офисы в Москве и в Нью-Йорке, то качества телефонной Internet-связи может быть вполне достаточно для того, чтобы спросить отправлен груз или нет. Другой пример - крупный банк с огромным числом филиалов. Вообще, если доступ в Internet, ничего не стоит поставить сервер и АТС в головном офисе и в филиалах, и корпоративная связь готова - на нее не нужна лицензия.

    Лицензия - больной вопрос во многих областях. В Internet-телефонии главный юридический вопрос - как отличить этот новый вид услуги от телефонной, т. е. нужно ли брать лицензию в Министерстве связи. Нормативная же база для нового вида связи пока не сформирована. И в традиционной, и в Internet-телефонии передаются пакеты. При разговоре по телефону аналоговый сигнал идет только до станции, дальше сигнал тоже цифровой. Но при телефонной передаче гарантируется время доставки пакета. В Internet вам выделяют в каждой секунде свою долю, которая всегда ваша, все, что вы скажете, всегда будет доставлено вовремя. А когда происходит пакетная передача, пакеты отсылаются и собираются на том конце - никто не следит за реальным временем, и поэтому время доставки пакета нельзя гарантировать. Звук, который восприняла мембрана вашего микрофона, будет воспроизведен на том конце тогда, когда придет последний пакет (отсюда и задержки).

    Аркадий Волож предлагает применять именно этот критерий для различения телефонии и передачи данных. Гарантированная доставка голоса - это телефония, негарантированная - передача данных.

    Этот вопрос волнует и многих операторов Internet - потенциальных покупателей систем. (Пока доминируют корпоративные применения.) Они, как правило, имеют лицензию либо на каналы, либо на услуги вроде электронной почты. Internet-телефония должна, очевидно, входить во вторую категорию услуг. Конкуренция у провайдеров Internet очень большая, поэтому они вынуждены постоянно искать новые услуги. Когда-то появилась электронная почта, конференции, потом Web. Internet-телефония в этом смысле - просто еще одна услуга из этого ряда.

    Предвидеть развитие ситуации можно, глядя на американскую. Там мелкие телефонные компании воевали против Internet-телефонии, а крупные поддержали. Мелкие испугались конкуренции. Крупные же поняли, что это не конкуренция, а наоборот, расширение сферы услуг - дешевая услуга плохого качества. Общий объем рынка в 1996 году оценивается IDC в 3,5 млрд. долл. с 500 тыс. активными пользователями и к 1999 г. должен вырасти до 560 млн. долл. с 16 млн. активных пользователей.

    Израильская компания Delta Three решила сыграть на интересе к новой технологии и пропагандирует идею всемирной сети Internet-телефонии. Серверы должны стоять в разных узлах Internet. Если в вашем городе установлен такой сервер (их может быть в городе несколько), вы дозваниваетесь до него бесплатно или за небольшую плату. Хозяева серверов договариваются о взаимном терминировании трафика: "За то, что мы переводим звонки к вам, вы переводите свои к нам". Фактически Delta Three - система взаимного биллинга. Провайдеры договариваются между собой так, как это делают операторы телефонии. Сама сеть уже достаточно большая и строится по принципам, похожим на принципы Internet. Появляющиеся региональные сети примыкают к "большой сети". Российская сеть - одна из первых. Координирует ее деятельность все тот же CompTek.

    Хотя физически серверы Delta Three для США установлены в Нью-Йорке, за счет дешевой междугородной связи можно звонить в любой город США и в некоторые города Канады. То же самое в Израиле: физически сервер размещен в Иерусалиме, но можно звонить в любой город страны. В каждом сервере 6-8 линий. Их пропускной способности пока хватает, но количество линий можно легко нарастить, никаких технических проблем здесь нет. В России, увы, невозможно договориться о дешевой междугородной связи, поэтому разумно ставить серверы в каждом крупном городе. Такие серверы есть в Москве и скоро, видимо, будут установлены в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Можно звонить и в Парагвай или Сингапур - была бы охота. В Европе серверы CompTek физически связаны с серверами в Мадриде и Лиссабоне, идут переговоры о сервере в Бельгии.