возможность получать информацию на заданную тему по электронной почте или через персональные Web-страницы. Агенты - это программы, которые перемещаются по Web, собирая для пользователей информацию, соответствующую заданным ими критериям.

По утверждению Ovum, агенты окажут большее влияние на превращение Web в массовую потребительскую среду, чем технология принудительного распространения, позволяющая автоматически рассылать с Web-серверов персонифицированную информацию множеству пользователей. "Применяя для интерактивного выбора информации пользователем агенты, администраторы смогут сделать Web-узлы более конкурентоспособными, чем технология принудительного распространения, которая подменяет доступ к информационному наполнению его доставкой", - говорит Кристин Гайлифойл, аналитик Ovum.

В основном агенты будут применяться для классификации информационного наполнения и услуг на узлах Web, а также в online-службах. Они будут использоваться, кроме того, разработчиками Web-приложений для анализа выполняемых пользователями операций и транзакций.

Несмотря на большой потенциал агентов, имеется ряд значительных препятствий на пути их широкого распространения. Существующие на сегодня агенты нельзя назвать достаточно защищенными, надежными и мощными, чтобы они могли привлечь неопытных пользователей, как считает Гайлифойл.

Разработчики технологии агентов и Web-узлы, использующие агенты, стараются привлечь не разбирающихся в технических вопросах пользователей Internet развлекательными приложениями и возможностью производить покупки и собирать информацию. Если разработчики агентов сделают такие приложения на их основе более легкими в использовании, Web несомненно привлечет к себе новых пользователей Internet.

Не следует, однако, преувеличивать потенциал агентов.

"Возможности агентов легко переоценить, - замечает Гайлифойл. - Реальность же может оказаться более суровой".


Прогнозы о состоянии рынка

Наибольший доход будет получен косвенно от использования агентов, выступающих в роли катализатора электронной коммерции. Доход от поставки продуктов, являющихся "чистыми" агентами (т. е. поддерживающих архитектуру агентов), будет ограниченным. Вероятнее всего, общий доход четырех типов поставщиков от продуктов и услуг, связанных с агентами на Web, вырастет с 19 млн. долл. в 1996 году до 4,7 млн. долл. в 2006 году. Большая часть этих средств будет получена операторами услуг и разработчиками. В 2006 году только 12% общего дохода будет получено непосредственно от продажи архитектуры агентов. В 2006 году на долю потребительского рынка придется две трети дохода от продажи продуктов, связанных с агентами. Однако это новый рынок с высокой степенью риска: хотя нескольким компаниям удастся добиться успеха, многих ждет неудача. Бизнес-сектор, наоборот, будет неуклонно расти, в то же время постепенно переориентируя услуги на Web.