Майкл Дертузос с 1974 года занимает должность директора лаборатории информатики Массачусетского технологического института (MIT), которая все это время играла заметную роль в разработке информационных технологий, таких как Ethernet, электронные таблицы и средства параллельной обработки. Сейчас ее коллектив участвует в разработке стандартов Internet в составе консорциума World Wide Web, насчитывающего 150 членов. Недавно корреспондент Стив Александер взял у него интервью по поводу новой книги "What Will Be: How the New World of Information Will Change Our Lives" ("Перспектива: Мир информатики меняет образ жизни людей").

В чем заключается Ваша концепция "информационного рынка"?

Информационный рынок - это "совокупность" компьютеров и работающих на них людей, которая выполняет три функции: покупка, сбыт и обмен информацией и информационной деятельностью (распространение информации).

В настоящее время невозможно осуществлять широкую продажу информации. Система работает с деньгами не так, как мы к этому привыкли. Нужно, чтобы обработка платежей производилась просто, по установленным правилам. Кроме того, имеются случаи нарушения конфиденциальности и защиты. Полный хаос, без какого-либо единообразия.

Информационный рынок - это не World Wide Web. Пока он продвигается по пути к Web, но, чтобы достичь цели, потребуется еще 10-20 лет.

Сегодня 30-40 млн. человек пользуются Web. Правда, многие из них работают с обособленными сетями intranet. Я думаю, что в 2007 году от 500 млн. до 1 млрд. компьютеров будут объединены в сети. На информационном рынке будет задействовано 9 трлн. долл. мировой экономики.

С другой стороны, будет происходить свободный обмен бесплатной информацией. Хороший пример - корпорация Virtual Peace, гигантское предприятие по распространению информации и услуг, куда обращаются люди, предлагающие помощь, а также те, кто в ней нуждается во всех концах света.

В своей книге Вы пишите о промежуточных программных модулях. Термин "промежуточное ПО" Вы используете в несколько ином значении, чем к этому привыкло большинство специалистов. Что же такое эти модули?

Общие средства и программы. Часть из них будет поставляться в законченном виде, часть - разрабатываться компаниями типа Ford для своих собственных нужд.

Представьте себе таблицу, в строках которой указаны секторы экономики: производство резины, производство металлических изделий, здравоохранение и т. д. Тысячи строк.

В столбцах таблицы расписаны типы совещаний или совместных работ, в которых заняты специалисты. Если за столом сидит около десятка людей, то это совещание типа 1. Совещания типа 2 проводятся в аудитории. Совещания типа 3 посвящены рассмотрению диаграммы или осмотру пациента в хирургическом отделении. Всего можно выделить около 20 типов совещаний.

В любой точке таблицы можно представить несколько промежуточных программ, которые будут полезны специалистам для решения конкретных задач. Промежуточные модули - посредники между людьми, или между компьютерами и людьми; эти посредники не несут интеллектуальной нагрузки. Именно этим будут заниматься многие независимые производители программного обеспечения в последующие годы.

Что следует предпринять программистам сегодня, чтобы не упустить благоприятные возможности, которые сулит внедрение модулей промежуточного ПО?

Я считаю, что начинать нужно с Web. Программистам следует приступить к изучению языка Java. Затем они должны определить, что может быть сделано для автоматизации человеческого труда и повышения качества работы. Если они решат, что должны идти не по пути автоматизации, а по пути создания групповых модулей для обеспечения защиты и платежей, то им необходимо изучить эту сферу деятельности, а также заняться вопросами конфиденциальности и безопасности.

Вы полагаете, что промежуточные модули создадут новую индустрию программных средств. Приведет ли нашествие микропрограммных средств к столь же радикальным переменам, как, скажем, рост Web?

Это будет грандиозное событие. За несколько первых десятилетий развития вычислительной техники было разработано программное обеспечение общего характера для бухгалтерского учета, музыки, бизнеса, медицины, подготовки текстов и баз данных. В настоящее время происходит переход в мир, в котором содержание программ будет составлять информация, характерная для той сферы деятельности, где они будут работать.

Это благо для индустрии программного обеспечения, поскольку программные средства будут нужны для 500 млн. - 1 млрд. компьютеров.

Вы говорите о том, что информационный рынок изменит образ жизни людей. Например, Вы предсказываете появление "рабочих центров", которые будут способствовать перемещению служащих на окраины. Как повлияют на рабочих и служащих такие изменения?

Три-четыре дня в неделю люди смогут работать далеко друг от друга, а один-два дня - совместно. Они не могут постоянно находиться в изоляции друг от друга. При таком подходе создать доверие между людьми невозможно. Людям необходимо определенное время для личного общения.

Есть категория людей, которая любит работать дома, другие же, напротив, предпочитают, чтобы ничто не напоминало им домашнюю обстановку и не отвлекало от работы. Кроме того, специалисту могут потребоваться технические средства рабочего центра. Допустим, он выполняет задание с использованием высококачественной графики или видео. Компания не в состоянии обеспечить сотню тысяч своих сотрудников такой техникой для работы на дому, но она сможет разместить ее на нескольких участках.

Вы пишете, что в дальнейшем не только руководителям и их персоналу, а каждому служащему придется сталкиваться с компьютерными технологиями. Если это так, чем будут заниматься отделы ИС?

Отделам ИС и руководителям придется делать общее дело: управлять, разрабатывать, осуществлять контроль и обеспечивать компанию общими информационными ресурсами. Ресурсы - это все технические средства компании, сеть и протоколы, на которых строится сеть. Информационные системы должны также управлять специфическими общими ресурсами. Ваше представление сводится к тому, что результатом взрывного роста индивидуальных вложений в компьютеры, программное обеспечение и информацию станет рост общей информационной активности. А если информация общая, то она принадлежит коллективу, конкретно - отделу информационных систем.

Кажется, Вам по душе идея специализации, но против отторжения ИС Вы возражаете. Почему?

Может быть, вы и найдете компанию, которая в состоянии посоветовать, как уменьшить фонд заработной платы. Но если рассматривать ИС, как нервную систему, которая управляет компанией, обеспечивая конкурентные преимущества и при этом подчиняясь непосредственно вам, то обнаружится ее связь со всеми видами деятельности компании. Отказ от ИС означает отказ от всех связей. Отторжение - это безумная идея; такое может присниться только в кошмарном сне.

Вы пишите, что глобальный доступ к информации усилит напряженность, и произойдет это из-за культурных различий между людьми. Не могли бы Вы пояснить свою мысль?

Возьмем французов. Им не нравится, что американская культура (в данном случае речь идет о показе кинофильмов) вторгается в души их детей. Но сеть Internet интернациональна, она не имеет контрольно-пропускных пунктов.

Необходимо уважать культуру разных народов. Нельзя использовать Internet как инструмент культурных изменений в мире.

Информационный рынок не будет оказывать большое влияние на мировые культуры. Его нельзя рассматривать как некое общее культурное образование, но лишь как продукт согласия, позволяющий каждой стране сохранить свою национальную культуру. Будут заключены межгосударственные договоры, устанавливающие правовые нормы.

Существуют ли у информационного рынка свои темные стороны?

Они имеются, как у любой технологии.

С одной стороны, информационный рынок сближает людей, а с другой - здесь не исключается воровство, обман, раскрытие секретов, шантаж, - словом, информационный криминал.

Информационная революция, если пустить дело на самотек, увеличит расслоение между бедными и богатыми. Этого допустить нельзя.