(Откровения специалистов-компьютерщиков)
В феврале редакция американского еженедельника Computerworld провела опрос, целью которого было выяснить мотивы, побуждающие специалистов в области компьютерных технологий уйти на новое место работы или остаться на старом. Среди причин ухода чаще всего называлось недовольство начальником. Посему, дабы преподать урок некоторым руководителям информационных служб, мы попросили читателей прислать письма с претензиями в адрес своих боссов. Просьба была встречена с энтузиазмом. Мы приводим здесь некоторые письма, убрав из них конкретные имена и названия компаний. Если кто-либо из руководителей вдруг случайно узнает себя, советуем ему пересмотреть свои методы работы с подчиненными, пока отдел под его началом не превратился в проходной двор.
Век живи - век учись
Уважаемый бывший босс!
Вы пообещали, что компания возместит мне стоимость обучения на курсах и оплатит сдачу тестов на сертификацию. Когда я подал список расходов, вы отказались выписать чек. Несмотря на все ваши увертки, мне все-таки удалось получить свои чеки, после чего я благоразумно ушел.
Кстати говоря, вы мне переплатили. Пожалуй, когда-нибудь я воспользуюсь вашей тактикой: вы преподали мне отличный урок.
Правила, которые должен соблюдать хороший начальник
Уважаемый бывший босс!
Вот несколько правил, благодаря которым отдел информационных систем сможет добиться успеха.
1. Если вы хотите, чтобы у вас были хорошие программисты, платите им деньги.
2. Когда хорошие программисты уходят, вам следует нанимать новых, но тоже хороших.
3. Не стоит уповать на надежность системы, которая была изначально плохо спроектирована, а затем модифицирована недоучками, именующими себя программистами.
4. Всего три отгула в год - это совершенно допустимо.
5. Техническое образование является обязательным, что бы вам там ни говорили в финансовом отделе.
6. Если вы не можете допустить возможность работы ваших подчиненных из дома, вам вообще можно бросать работу и идти продавать хот-доги на пляже.
7. Связь и планирование внутри отдела информационных систем - жизненно важные операции. Мало ли, что вам наговорят в отделе сбыта!
8. Программиста, полностью отдающего себя созданию какого-либо проекта, придерживающегося при этом всех установленных вами правил, какими бы идиотскими они ни были, да еще следящего за целостностью данных (и умеющего прыгать через огненное кольцо, я добавил бы...), следует удерживать у себя любой ценой.
Ты ушел, и жизнь прекрасна
Уважаемый бывший босс!
Я надолго запомню праздник, который мы устроили в честь вашего свершившегося ухода. Мы уж думали, этого не случится никогда. То немногое, чем вы утруждали себя, заключалось в распространении сплетен о вашем собственном начальнике и выполнении минимума действий, необходимых, чтобы не упустить клиента. Что ж, до некоторых пор это срабатывало. Мы никак не могли понять, что мешает начальнику уволить вас, и почему он не находит в вас ничего плохого.
Но клиенты ненавидели вас. Возможно, всему виной снисходительный тон, который вы позволяли себе при общении с ними. А может быть, им не нравилось, что вы всегда опаздывали на встречи, или то, что вы разговаривали с ними в приказном тоне и ставили ультиматумы, как если бы они зависели от вас, а не наоборот.
Вы никогда не интересовались работой ваших подчиненных, а лишь старались появиться в нужном месте в нужное время. Вы боролись с возникающими проблемами путем публичного унижения своих подчиненных. Вы опаздывали на все собрания.
Вместо того чтобы формировать тесные связи и завоевывать доверие окружающих, вы умудрились довести до белого каления всех, кроме вашего начальника.
Никто не пожалел о вашем уходе.
Спасибо за то, что Вы нас НЕ слушали!
Уважаемый босс!
Спасибо, что целый год заставляли меня взламывать для вас программы: я многому научился. Наши клиенты? Ну, если бы они действительно хотели, чтобы мы доделали систему, они бы требовали от нас выполнения работ по всей программе. Поэтому виноватых тут нет, не так ли? Если бы вы хоть раз послушали нас и разрешили скомпилировать программу до срока ее сдачи, то, может быть мы, смогли бы дописать ее и не потеряли клиента. Ну да ладно, что сейчас об этом говорить. Что ж, еще раз спасибо.
Слепое руководство
(Данное письмо адресовано нынешнему начальству автора. - Прим. ред.)
Уважаемые боссы!
Год назад я пришел к вам, согласившись на понижение в должности и существенное ущемление в зарплате. Я пошел на это, потому что видел перспективы роста, связанные с хорошим программным продуктом. Кроме того, я надеялся (поскольку мне было обещано), что со временем верну себе прежнюю зарплату и должность.
За прошедший год я многое понял, в частности и то, что ни вы, ни ваш партнер не имеете никакого представления о том, как следует управлять предприятием. Ни у кого из вас нет склонности к административной работе. И хотя вы оба - люди неплохие, вас подводит ваша омерзительная пассивность, в результате которой все проблемы остаются нерешенными.
Обидно, что, располагая по-настоящему хорошими специалистами, вы тем не менее никогда их не слушаете. Вы так боитесь за свой авторитет, что те из нас, кто мог бы помочь вам, уже устали подавать идеи, поскольку они либо не реализуются до конца, либо просто игнорируются. Лично я больше вообще не буду вам ничего предлагать.
В нашей организации нет такого понятия, как руководство. Такие горе-руководители, как вы, с вашими постоянными спорами совершенно не заслуживают доверия со стороны подчиненных. Не могли бы вы хоть о чем-то договориться и найти какой-то компромисс?