вопросам, лекция в МГУ перед студентами и преподавателями московских вузов была наиболее "технологической". А порой в ней затрагивались даже весьма тонкие физические вопросы. Кроме того, она была больше обращена в будущее, и это вполне понятно: Барретт аппелировал к слушателям, многие из которых начнут работать уже в новом тысячелетии. Обращаясь к российским студентам, он сказал, что они "просто обязаны изменить положение в своей стране к лучшему". А поможет им в этом ПК... естественно, оснащенный микропроцессорами Intel.
Начав с экскурса в те времена, когда многие, подобно президенту IBM Томасу Уотсону в 1943 году, считали, что "в мире найдется реальный спрос, может быть, на пять ЭВМ", и,вспомнив о первых разработках Intel (первая планарная интегральная микросхема создана в 1961 году, первый микропроцессор i4004 - в 1971 году) и первом изделии, в котором использовался процессор Intel (калькулятор Busicom, 1971 год), Барретт обратился к современности и обрисовал проблемы, стоящие сегодня перед разработчиками новых микропроцессоров.
По его словам, в настоящее время рост количества транзисторов в процессоре отстает от прогнозов, сделанных на основании закона Мура, гласящего, что число транзисторов в "средней" микросхеме будет удваиваться приблизительно каждые два года (закон впервые опубликован в журнале Electronics в апреле 1965 года). Поэтому, чтобы сохранить темпы развития, необходимо совершенствовать как архитектуру микропроцессоров, так и технологический процесс.
К примеру, переход на 0,25-, а затем и на 0,18-микронную технологию требует решения многих вопросов, в том числе связанных с внутрикристальной разводкой, снижением питающих напряжений, уменьшением толщины изолирующего оксидного слоя.
Тем не менее лекция заинтересовала не только тех, кто разбирается, например, в тонкостях проблемы преодоления "барьера 193 нанометра". Барретт рассказал и о более доступных материях: в частности, он привел результаты сравнения основных характеристик микропроцессоров (количество используемых в них транзисторов, тактовая частота, число исполняемых за одну секунду команд, толщина линий разводки) 1996 года, какими они представлялись в 1989 году и какими оказались на самом деле (см. таблицу).
А затем Барретт сделал прогноз характеристик микропроцессора 2011 года: по его мнению, число транзисторов в нем достигнет одного миллиарда, тактовая частота возрастет до 10 ГГц, а за одну секунду он сможет выполнять до 100 млрд. инструкций. На этом предсказания, однако, не закончились, и Барретт обрисовал облик персонального компьютера 2011 г.
Разумеется, он не забыл и новый процессор Intel - Pentium II (к моменту проведения лекции еще недостаточно известный широкой аудитории). Как отметил Барретт, его компания не только заботится о повышении быстродействия самого процессора, но и совершенствует общую архитектуру системы; в первую очередь это относится к производительности системной и графической шин. Основная цель Intel, по его словам, заключается в том, чтобы сделать общение с компьютером "таким же интерактивным, как в реальной жизни". Во многом это достигается за счет "визуализации" вычислений, т. е. широкого использования трехмерной графики и видеоинформации.
В заключение Барретт объявил о расширении программы сотрудничества с российскими университетами. Ее главной целью является "интеграция технологий Intel в учебные и научные программы" и развитие технологического партнерства с ведущими вузами России. Пока речь идет о трех из них: помимо МГУ это - МИФИ и МГТУ им. Баумана. По планам Intel в 1997 году инвестиции компании в России на реализацию программы сотрудничества составят 400 тыс. долл.
Ну а для МГУ, в дополнение к переданным недавно факультету вычислительной математики и кибернетики серверу и десяти ПК с процессорами Pentium и Pentium Pro, Intel готовит 48 компьютеров на базе новых процессоров Pentium II.
Характеристики микропроцессора 1996 года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|