Год назад название Netscape Communications было синонимом Internet. А многие ли сегодня смогут сказать, в чем разница между пакетами Navigator, Communicator и Constellation или между интегрированной системой SuiteSpot и сетевой средой Netscape ONE? Потребители настроены критически, а компания уже утратила былую силу.

Число корпоративных пользователей, которые предпочитают браузеры Microsoft, сейчас составляет 33%, оно удвоилось за последние восемь месяцев.

Компания Microsoft взялась за разработку программного обеспечения Web-серверов вскоре после Netscape. В настоящее время рынок этих продуктов становится все более сегментированным: Microsoft полностью контролирует быстро растущий сектор Windows NT, а Netscape обживает хотя и растущее, но все-таки не столь динамичное Unix-пространство.

Почему это произошло?

В своей сентябрьской статье я описал три варианта, каким образом Netscape может обойти Microsoft: 1) компания укрепила бы свои позиции, предложив существенно лучший, чем у конкурента, программный продукт, либо благодаря собственным усилиям, либо по оплошности Microsoft; 2) она могла бы подыскать себе сильного партнера, готового противостоять стратегии свободного распространения программного обеспечения Microsoft и ее массированным маркетинговым атакам; 3) Netscape стоит заручиться поддержкой правительства, чтобы заставить Microsoft прекратить свободное распространение Explorer и/или установить отдельную цену за Internet Information Server, входящий в состав Windows NT.

В моей ноябрьской статье отмечалось, что для Netscape нецелесообразно переносить внимание с массового рынка настольных приложений на сотрудничество c информационной службой Fortune 500. Вполне понятно, что осваивать узкий рынок высококлассных систем масштаба предприятия труднее, чем гораздо более свободное пространство потребительских продуктов.

К сожалению, все четыре фактора работают против мистера Барксдейла и компании. Microsoft успешно противостоит продукции Netscape; корпорация Netscape умудряется скорее заключать относительно слабые союзы, чем заручаться поддержкой ведущих производителей; правительство куда больше интересуют совсем иные монополии; хотя маркетинговые шаги должны указывать на противоположное, потребительский рынок фактически исчез из списка приоритетов компании.

С одной стороны, Netscape обвинять трудно. Когда 16 месяцев назад фирма была оценена в 7 млрд. долл., у нее неожиданно появились шансы на успех. Вполне очевидно, что компания, разрабатывающая браузеры, не может стоить 7 млрд. долл.

Компания Netscape вышла на рынок серверов, но и здесь она сбилась с пути, пытаясь обеспечить весь спектр услуг для корпоративных сетей. Это неизбежно привело к ухудшению отношений с IBM/Lotus и Novell. В довершение всего компания Sun Microsystems недавно объявила о своем намерении начать активную работу на рынке Web-серверов, признав, таким образом, что она тоже становится теперь конкурентом Netscape. После счастливого периода 1994-95 годов сейчас Netscape фактически остается одна среди кровожадных акул.


Дэвид Мошелла - руководитель исследовательского отдела Computerworld и автор. Адрес его электронной почты - david_moschella@cw.com.