В результате возрастет потребность в средствах разработки, которые позволят создать еще больше приложений для Windows, что, в свою очередь, поднимет популярность этой операционной системы и увеличит число ее продаж. Если Microsoft выпускает новую версию своих продуктов, то цикл повторяется сначала. Теперь возьмем телефон. От одного телефонного аппарата пользы немного. Однако если у вас есть 20 млн. или 200 млн. телефонных номеров, каждый новый клиент не только снизит издержки за счет роста масштабов производства, но и сделает телефонный бизнес еще более выгодным.

Эти примеры наглядно показывают, каких успехов можно достичь, если не пренебрегать здравым смыслом, и служат подсказкой к тому, каким образом можно зарабатывать деньги при помощи Web. Об этом рассуждают консультанты компании McKinsey & Co - Джон Хагель и Артур Дж. Армстронг в своей книге Net Gain (Harvard University Press, Boston), название которой можно перевести двояко: "Чистая прибыль" или "Доходы от сети". Их концепция основана на "виртуальных сообществах" в Web. По их мнению, каждый член сетевой конференции, подключившийся с желанием выразить свою точку зрения, повышает ценность узла.

Чем качественнее содержимое узла, тем больше компаний захотят разместить на нем рекламу или предложить для продажи свой товар. Чем больше компаний представлено на узле, тем больше клиентов захотят посетить его, способствуя дальнейшему увеличению числа компаний и т. д.

Высказывая свое мнение, давая совет или делясь опытом, клиенты повышают значимость узла гораздо эффективнее, нежели под силу самому владельцу, поскольку они объединены общими интересами и пристрастиями и решают одни и те же задачи, т. е. это люди, облеченные доверием. Это обстоятельство притягивает к узлу новые группы единомышленников. При таком раскладе клиенты увеличивают стоимость фактически бесплатно - они напоминают родственников, которые приезжают к вам на дачу и заодно помогают ее отремонтировать.

Ряд предложений Хагеля и Армстронга, на мой взгляд, несет в себе рациональное зерно, но некоторые из них могут вызвать опасные последствия.

Бесспорно, популярность Web объясняется не только наличием нужной информации, но и возможностью общения - образованием сообществ в терминологии авторов. Любители железнодорожных путешествий, люди, ищущие работу, онкологические больные - все здесь могут делиться идеями, информацией и мнениями независимо от своего местонахождения, возраста и социального статуса.

Однако авторы недооценивают сложность и стоимость реализации своей идеи. Попробуйте отыскать в конференции Usenet ответ на какой-либо специфический вопрос. Эта процедура покажется вам очень скучной и утомительной. По мере того как растет количество круглых столов и увеличивается число дискуссий на специализированные темы, все сложнее становятся процессы управления, описания и индексирования информации, позволяющие каждому пользователю найти что-нибудь полезное для себя.

Эти терабайты разговоров подобны хранилищам данных в Web, и организация управления ими так же накладна, как управление традиционными хранилищами данных.

Еще одна проблема - время, затрачиваемое на ожидание ответа. Не дай Бог вам так повезет, что толпы людей вместе со своими родственниками ринутся на ваш узел. Предотвращение перегрузки систем типа America Online потребует времени, денег и дополнительных исследований.

Авторы Net Gain утверждают, что создатель одного из виртуальных сообществ, финансирующая узел компания Motley Fool возникла и выросла после выхода книги. Люди покупают книги и, конечно, газеты, потому что хотят платить деньги тому, кто собирает, обрабатывает и представляет потоки информации в наиболее понятной форме.

В какой-то момент ваше виртуальное сообщество захочет выйти на этот уровень управления информацией.

Поэтому прежде чем настроиться на возрастающую отдачу, подсчитайте свои затраты и оцените возможный риск, сопряженный с этой моделью Web-бизнеса.


Роберт Шейер - старший редактор еженедельника Computerworld.