Как показали исследования, проведенные компанией International Data Corp. (IDC), несмотря на поднятую вокруг сетевых компьютеров шумиху, корпоративные пользователи США не слишком активно приобретают их.

"Многие до сих пор точно не знают, что такое сетевой компьютер, - заметил Брюс Стефан, вице-президент группы по исследованиям в области персональных компьютеров компании IDC. - Информация не доходит до потребителей и не влияет на процесс покупки, поэтому я считаю, что большинство компаний пока только приглядывается к этим устройствам".

Через несколько лет потребители будут по-прежнему задумываться над вопросами о выборе NC, начиная от интеллектуальных телефонов до телевизоров, рассчитанных на Internet. Но, по мнению Стефана, если сетевые компьютеры не завоюют популярность к концу нынешнего десятилетия, производители могут потерять интерес к этому рынку, как в случае с интерактивным телевидением.

Представители IDC называют NC дешевым, удобным в работе устройством, которое может предоставлять доступ в Internet или корпоративную intranet и имеет специальный набор функций. К ним относятся клиенты NC, такие как NetStation компании IBM, и терминалы, рассчитанные на работу с Internet, разработанные Tektronix; а также ориентированные на потребителей информационные устройства, например Net TV, и обеспечивающие работу с Internet видеотелефоны, игровые консоли и интеллектуальные карманные устройства. ПК с большими экранами или PC-TV, такие как Destination компании Gateway 2000, и дешевые ПК не попадают под это определение. Впрочем, как и NetPC, которые должны появиться к концу года. Эти машины представляют собой ПК с ограниченными возможностями и не имеют слотов расширения.

По мнению Стефана, даже несмотря на то, что на рынке появляется так много различных видов NC, ПК до 2001 года останутся для пользователей основным средством получения доступа к Internet. В этом году соотношение объема продаж ПК и NC сохранится как 30:1, сокращаясь к 2001 году до 3:1.

Что касается предприятий, то, по данным опроса 1997 Global IT Survey компании IDC, в США 12,4% респондентов планируют приобрести сетевые компьютеры к концу этого года; 7,4% - намерены купить их к концу следующего года; 6,8% - еще позже. Но 43,6% участников опроса заявили, что не намерены вообще приобретать сетевые компьютеры, а 29,8% пока не приняли никакого решения.

Общая стоимость использования NC пока не известна. X-терминалы из расчета на пользователя в год стоят меньше, чем сетевые ПК, 1565 долл. и 2787 долл. соответственно, на одного пользователя при одновременной работе 25 человек. Но NC потребуют дополнительных затрат на программное обеспечение и обучение, а также на дополнительные серверы.

В то время как NC позволяют снизить расходы на компьютеры, терминалы переделывают для работы в Internet и intranet, и их роль на потребительском рынке четко не определена.

По прогнозам IDC, к 2001 году NetTV составят большую часть проданных NC из более чем 12 млн. выпущенных устройств. К этим продуктам будут относиться телекоммуникационные устройства типа WebTV, телевизоры, рассчитанные на связь с Internet по сетям кабельного телевидения, обычные телевизоры и устройства прямой спутниковой связи. Но из-за отсутствия достаточной для использования в домашних условиях полосы пропускания NetTV не заинтересуют потребителей.

Объем рынка ориентированных на Internet игровых компьютеров к 2001 году достигнет 9,1 млн. долл. К 1999 или 2000 гг. средства обеспечения доступа к сети будут встроены в большинство продуктов, и число интерактивных видеоигр возрастет. Однако добавление интегрированных коммуникаций увеличит стоимость производства приставок.

Интеллектуальные карманные устройства, рассчитанные на работу с Internet, в том числе мобильные интеллектуальные телефоны и PDA, как предполагается, составят третий по величине рынок при том, что объем выпуска увеличится от прогнозируемых в 1999 г. с 2,4 млн. до 7,7 млн. долл. в 2001 г. Системы с операционной системой Windows CE, которые включают в себя браузер Web, будут способствовать росту объема выпуска карманных устройств. Небольшие дисплеи и высокая стоимость соединения могли бы оказать негативное влияние на этот рынок, но в будущем пользователи вправе ожидать помимо других возможностей появления цветных жидкокристаллических дисплеев, смарт-карт, интегрированных модемов и распознавания речи.

Становление рынка видеотелефонов, рассчитанных на работу в Internet, потребует более длительного времени, и объем выпуска этих устройств не превысит до 1999 года 1 млн. изделий, а затем он удвоится. К 2001 году должно насчитываться около 8 млн. устройств. Будущие технологии включают в себя цветные жидкокристаллические экраны, видеоконференции и распознавание речи.

"Что нам необходимо, так это модели, похожие на сотовые телефоны, - считает Стефан, - которые операторы услуг распространяли бы бесплатно или по низкой цене".