Часть III. Как бы недобор
Самая странная категория "околокомпьютерных" людей - менеджеры. Нередко эти наемные работники оказываются пользователями, причем плохими. Чаще всего они владеют лишь одним-двумя офисными пакетами (табличный и текстовый редакторы), да еще каким-нибудь GroupWare. Не больше. Но именно они становятся самой высокооплачиваемой и самой популярной у работодателей категорией сотрудников. Итак, ситуацию на рынке труда менеджеров компьютерного рынка мы и называем "как бы недобор".
Для начала определимся с терминологией. Менеджером в нашей статье будем называть человека, который руководит группой специалистов (отделом) и отвечает за какое-либо направление деятельности в своей компании. Подробнее о терминологии - см. материал "Что еще, чего не можешь ты на русском языке".
Теперь о том, что же такое "как бы недобор". В последнее время многие работодатели стали жаловаться на недостаток квалифицированных, "грамотных" руководителей нижнего и среднего звена. "Все у нас хорошо, вот только менеджеров маловато; низовой персонал есть, квалифицированные специалисты в различных направлениях есть. С топ-менеджерами все вообще замечательно, - говорит большой босс IT-направления, имея в виду себя любимого. - А вот тех, кто смог бы организовать отлаженную деятельность специалистов в отделах, выражаясь советскими терминами - руководителей участков, бригадиров и начальников цехов, - ой, как не хватает!"
Но на самом деле эти "руководители участков" в природе, т.е. на рынке труда, в частности в базах данных рекрутинговых агентств, существуют. Так в чем же тогда дело? Уж не привередничают ли "компьютерные новые русские"? Причин сложившейся парадоксальной ситуации множество. Рассмотрим некоторые из них.
Как показывает практика работы рекрутера, нередко боссы крупных фирм (то бишь владельцы и топ-менеджеры) имеют довольно смутное представление о реальной ситуации с кадрами в отделах своих компаний. Говоря о том, что со специалистами все хорошо, они зачастую либо лукавят (не скажет же директор какого-нибудь концерна, что от него сотрудники готовы бежать целыми отделами), либо демонстрируют практику делегирования полномочий, при которой кадровые проблемы отдела - это компетенция менеджера - руководителя направления. А вот как раз последних - руководителей рабочих групп, - на которых можно было бы целиком положиться, доверить участок своего бизнеса, не может быть слишком много. По определению.
Почти каждый босс имеет совершенно нормальное желание - как можно реже иметь головную боль по поводу любых направлений деятельности своей фирмы. Список этих наболевших тем известен: закупки, логистика, маркетинг, реклама - PR, производство, продажи (ах, какая зудящая тема!), сервисное обслуживание клиентов и т. д., учитывая специфику конкретного бизнеса. Сюда может попасть и соблюдение сроков разработки заказанного ПО и организация склада, да мало ли что еще!
И каждая болезненная точка, каждый отдел, регулярно (слишком часто) приносящий не очень хорошие новости - уже достаточная причина для разговоров (а то и действий) по поводу нехватки ХОРОШИХ менеджеров. Даже в случае, если работу "заваливает" сам владелец фирмы (топ-менеджер). Ведь ни для кого не секрет, что элементарные просчеты быстро разбогатевших хозяев привели к краху большое количество российских компьютерных компаний-монстров.
Итак, что мы наблюдаем. Во-первых - менеджерские участки работы весьма ответственные. Ошибки могут дорого стоить, поэтому босс обычно хочет видеть на этой должности проверенного человека, который хорошо себя зарекомендовал на аналогичной позиции, но по каким-то причинам не вырос административно. А еще хорошо бы, чтобы менеджер был знаком лично... И чтобы денег слишком много не требовал, а менеджерам это так свойственно... Ну, вы меня понимаете, да? В такой ситуации можно, для сгущения красок, добавить рассуждения о том, что менеджерская школа в стране еще не сложилась.
Нежелание продвигать по служебной лестнице квалифицированных сотрудников. Что, кстати сказать, часто оказывается вполне объективным. Поясню: есть хороший специалист - программист, инженер, да хоть верстальщик, замечательно выполняющий свои обязанности, великолепно разбирающийся в своем деле. Так вот, чаще всего работодателю нет никакого смысла повышать по служебной лестнице такого профессионала. А зачем "загружать" его организационной (административной) работой. Кто знает - получится ли? Получится - хорошо, а если - нет, что тогда? Компания одновременно лишится хорошего спеца и получит дрянного менеджера. И, как следствие, может запросто сложиться ситуация, при которой боссу придется нанимать двух НОВЫХ сотрудников - и специалиста-профессионала, и менеджера - руководителя направления. Вот ведь - и так бывает: рынок ищущих работу пополнит еще один человек - "хороший специалист, но плохой менеджер". Поэтому и не хотят работодатели особенно рисковать - ни своих повышать, ни чужих без серьезных проверок приглашать. И "гудят" потихонечку: "менеджеров не хватает..."
Продолжение следует