Так считает авторитетный специалист по проблемам рабочих групп и автор книги "Peopleware" Том де Марко.
"Понятие 'виртуальная команда' противоречит моему представлению о том, как на самом деле должны работать такие, с позволения сказать, коллективы, - поясняет он. - Они никогда не станут командой в полном смысле этого слова, а кроме того, при разделении слишком велики потери в эффективности".
Все это правда.
Продумать концепцию работы виртуальной команды очень непросто, создать ее - сложно и дорого, наладить работу еще труднее; ими неудобно управлять, а по производительности они сильно уступают обычным рабочим группам.
Однако они хорошо вписываются в рабочую среду нового типа, которая получает все большее распространение. Это среда, в которой после разукрупнения образовался недостаток квалифицированных кадров для выполнения каких-либо широкомасштабных операций, или слияние компаний вызвало полный хаос из-за несоответствия специализации сотрудников поставленным перед ними задачам.
"Индустрия постепенно приобретает глобальный характер, и в ней уже многие годы идет процесс децентрализации. Поэтому и уровень технических требований сейчас уже не тот, что был раньше. Одновременно появляется необходимость значительно ускорить процесс применения технических знаний на практике в общемировом масштабе, - считает менеджер компании ARCO Alaska по информационным технологиям и управлению оборудованием Марк Арментрот. - Наша компания получила признание благодаря профессионализму своих сотрудников. Частично наши технологии могут быть использованы с помощью виртуальных команд".
Компания ARCO создала так называемые высокопрофессиональные виртуальные центры: объединения экспертов по таким проблемам, как сейсмология, использование ресурсов и бурение.
При реализации проекта в том или ином регионе мира компания выбирает членов виртуальной группы, которые специализируются в данной области, с тем, чтобы они "проводили передачу необходимой технологии в указанное место".
Так, если где-нибудь на нефтяном месторождении в Алжире происходит отказ механизма, виртуальная команда ARCO, контролирующая процесс бурения, приглашает специалиста по бурению, который при помощи видеоизображения выявляет причину неполадки, консультируется с изготовителем оборудования посредством электронной почты и в тот же день отправляет на место аварии необходимую деталь.
"За пару часов мы можем установить причину неполадки и определить способ устранения, - говорит Арментрот. - В результате на целых две недели сокращается время простоя и экономятся огромные деньги, ведь ежедневно добывается 50000 баррелей нефти.
Правда ли, что эффективность работы виртуальных команд не очень высокая? Допустим, мы повезли всех специалистов в Алжир и держали их там вплоть до окончания работ над проектом. Да, для Алжира такой вариант был бы предпочтительнее.
Но я стараюсь связать воедино целый ряд проектов, где участие экспертов требуется лишь на определенном этапе. Я провел комплексный анализ всех возможностей и средств, которыми располагает ARCO, и пришел к выводу, что при работе на своих привычных местах наши сотрудники действуют гораздо эффективнее".
В результате вхождения корпорации Lockheed Martin в состав компании Bethesda возник ряд обстоятельств, с которыми существующие структуры в принципе справиться не могли.
Компания Bethesda была образована путем слияния Martin Marietta, Lockheed и аэрокосмического подразделения General Electric. Каждая компания на тот момент имела в своем составе другие, более мелкие фирмы. В результате на местах оказались собраны специалисты из самых разных областей, что явилось причиной серьезных неурядиц.
"Повторяющиеся случаи, когда уровень компетентности сотрудников не соответствует местным требованиям, заставили нас задуматься о создании виртуальных групп", - сказал президент Lockheed Martin Enterprise Information Systems Джо Кливленд.
В Lockheed виртуальные команды состоят из троек, куда входят сотрудники клиентской службы, а также люди, занимающиеся прикладными программами и вопросами инфраструктуры. "Такие тройки составляют основу всей нашей деятельности, - заметил Кливленд. - Это небольшая группа, члены которой чувствуют себя одной командой. Она работает с определенным клиентом и обладает виртуальным доступом ко всей совокупности ресурсов, относящихся к ее специализации".
Допустим, команде, обслуживающей клиента из Орландо, понадобилось установить дополнительные средства электронной торговли, включая Web и приложения электронной почты.
"Если при этом рассчитывать исключительно на сотрудников из Орландо, то может оказаться, что там просто нет действительно хороших специалистов, - объяснил Кливленд. - Но если вы располагаете полной информацией о специализации всех сотрудников корпорации вне зависимости от того, где они работают, можно без труда направить на решение этой проблемы усилия лучших экспертов".
Кливленд признает, что производительность работы виртуальных команд не слишком велика.
"Конечно, если бы мы могли собрать всех наших людей в одном месте, то это повысило бы производительность труда. Но реальность такова, что отделения наших корпоративных клиентов также разбросаны по разным регионам, поэтому логика подсказывает компромиссный вариант".
Системные администраторы, знакомые с работой виртуальных команд, говорят, что есть множество способов оптимизировать их опыт для вашей команды и свести до минимума потери в производительности в рамках компании.
Необходимо учитывать и культурные особенности разных народов, представители которых могут входить в одну группу.
Например, у каждой этнической группы существуют свои незыблемые правила. "Я была менеджером проекта с американской стороны и привыкла, что если ты предлагаешь какую-нибудь ерунду, то члены группы прямо говорят тебе об этом. Но на практике все получилось иначе. В моем плане содержалась серьезная ошибка, и японцы из нашей группы об этом знали. Но у них не принято ставить коллег в неловкое положение своими замечаниями", - вспоминает менеджер одной из международных виртуальных команд.